Твои люди Батайск
Время работы Как нас найти Контакты Карта сайта
Календарь

Удовлетворены ли Вы качеством услуг, предоставляемых библиотеками?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Яндекс.Погода
Праздники России

Основные сведения о Викторе Ивановиче Левченко

 Уважаемые читатели!

Биографический хронограф составлен на основе исследовательской работы штаба отряда следопытов им. Дж. Рида города Батайска, личной переписки В.Левченко с женой, писем родственников  из архива Гимназии №7, где Виктор Левченко учился в период жизни в нашем городе, открытых источников интернета
18 августа 1906 года родился в г. Мариуполь
1917 г. – учеба в школе (ныне школа №21) г. Мариуполь
1918-1919 г. юнга на корабле(на паруснике) в г. Севастополе
1919 г. переезд с семьей в Ростов
1920 г.  – смерть отца И. Левченко
1920 г. переезд в Батайск на ул. Кирова, д.4
1920 г. – ученик сапожной мастерской
1921-1923 гг – учеба и окончание Школы железнодорожников №7 второй ступени(ныне Гимназия №7) г.Батайск
1922-1925 гг – работа в тех.конторе Батайского железнодорожного узла
1922 г. – вступление в комсомол
С 1922 г.– на активной комсомольской работе
1923-24 г. – старший пионервожатый Школы железнодорожников №7 г.Батайск
1925 г. по комсомольской путевке командирован в Ленинградское военно-морское училище им. Фрунзе
1927 г. – женился, жена Екатерина Федотовна Левченко (Прокофьева) (познакомился с ней в городе Петродворец)
3.10.1928 г. – родилась дочь Валентина. В 60-70-х годах работала учителем на Дальнем Востоке, приезжала в г. Батайск в 1970 г.  Умерла в 2005 г.
1928 г. окончил училище, направлен на учебу в Севастопольскую школу морских летчиков
1929 г. – окончил Севастопольскую школу морских летчиков (Первая военная Краснознаменная школа пилотов ВВС РККА им. т. Мясникова, позже Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова ) с дипломом штурмана . По некоторым данным первая встреча с С. Леваневским, который там работал инструктором
1929 г. – работает летчиком наблюдателем
1928-1930 г. – учился в школе и работал в морской авиации. Овладел техникой штурманского дела, бал командиром Рабочее-Крестьянского Красного флота, на крейсере «Коминтерн» ходил в заграничное плавание
1930 г. – вступил в ряды Коммунистической партии
1931-32 гг – участник Северо-Восточной и Калымской экседиции, где Левченко В.И. в составе звена обеспечивал ледовую разведку каравану судов с ледоколом «Литке» из Владивостока в устье реки Калымы
1933 г. – назначен штурманом двухмоторной летающей лодки «СССР Н-8», поисковая операция американского летчика Джима Маттерна, за спасение получил от американцев золотое кольцо с надписью «НОМ»
1933 г.  – близкое знакомство и дружба с С. Леваневским
1933 г. за участие в спасении американского лётчика Джеймса Маттерна Виктор Левченко был награждён орденом Красной Звезды.
1934 г. созданная В. Левченко и С. Леваневским карта восточной и южной Чукотки, издана  в Ленинграде.
3.08.1935 г., 5 ч.10. мин. – старт на самолете АНТ-25 перелет Москва – Северный полюс – Сан-Франциско, вынуждено закончился возвращением в Москву
1935-1936 гг – слушатель Первой военной Краснознаменной школы пилотов ВВС РККА им. т. Мясникова (Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова ). Вместе с А. Беляковым хотели получить специальность военного летчика
1936 г., май встреча с Валерием Чкаловым
1936 г, Май-август – поездка в Калифорнию. Проезжал страны Польшу, Германию, Бельгию. Во Франции в Париже пробыл 2 дня, посетил театр «Ревю»
22.06.-26.06.1936  – на пароходе «Париж» в качестве пассажира переплыл Атлантический океан
11.07.1936-19.07.1936 посетил  Лос-Анжелес, жил несколько дней, посещал с Леваневским авиазавод, где купили самолет американского конструктора инженера Вальти, мощностью 890 лошадиных сил, оборудованный аппаратурой для слепых полетов, радиокомплексом,  радиотелеграфом и трехлопастным винтом. Готовились к трудному полету из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско – Сиэтл. Затем Аляска-Джуне, Фербенко-Номе. Номе-Уэлен-устье реки Колымы – бухта Тикси. Затем Якутск-Иркутск-Красноярск – мыс Челюскина – Архангельск – Москва. Виктору Левченко в этом полете, кроме своих штурманских обязанностей, пришлось выполнять также роль переводчика — он знал английский язык.
28-30.07.1936 находился в Нтю-Йорке, жил в отеле «Принц Георг»
5.08.1936,  15.30(22.30 по Москве) начался перелет из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско и окончился 11(13).09.1936 приземлением в г. Москва
25.08.1936 – родилась дочь Таня. Умерла в 2006. В 70-х годах работала инженером конструктором на машиностроительном заводе г. Ленинграда, имела дочь Лену. У дочки Лены родился в 1987 году сын Виктор, 12.08. 1991 дочь.
1936 г.  за сложный перелет награжден Орденом Ленина
1936 г., осень, В. Левченко приехал навестить свою мать в Мариуполь, встретился с ильичевскими металлургами, с другими трудящимися города.
12 августа 1937 в 18.15 Четырехмоторный самолет Н-209 стартовал со Щелковского аэродрома  близ Москвы. На самолете  В.Ф. Борховитинова планировался перелет Москва-Фербенск. По невыясненным обстоятельствам закончился трагично, место гибели самолета и экипажа неизвестно.
13 августа 1937 отмечается среди авиаторов и полярников как день гибели экипажа самолета, ушедшего в этот полет – самолета ДБ-А, более известного под номером «Н-209», с экипажем из шести человек: командир – Герой Советского союза Сигизмунд Леваневский, второй пилот – летчик-испытатель Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, заводской техник Николай Годовиков, бортмеханик полярной авиации Григорий Побежимов, радист Николай Галковский
август 1937-май 1938 – поиски пропавшего самолета, не принесшие никаких результатов
В 1950-е годы советскими гидрографами именем Левченко был назван мыс на острове Сальм архипелага Земля Франца-Иосифа.
1967 Решение Батайского горисполкома  от 17 августа  улица Выселковая переименована и названа в честь В.И. Левченко
1967, Декабрь  – батайские поисковики, следопыты Октября отряда им. Д.Рида Железнодорожной школы №7 нашли по переписке родственников и людей, лично знавших В. Левченко
1970 – в Батайск приезжала старшая дочь Левченко Валентина Викторовна
1970 – составлена исследовательская работа о жизни В.И. Левченко, автор печатного текста Синицын Владимир, начальник штаба следопытов Октября имени Джона Рида, учитель физкультуры средней школы №9 (г.Батайск, ул. Железнодорожная, 64)
1976 – издана книга, документальная повесть «Штурман ледового перелета» автора Владимира Залужного, журналиста; Ростовское книжное издательство
В 1986 г. в Мариуполе (в то время город назывался Жданов) была открыта мемориальная доска в честь В. И. Левченко. На открытие приезжали дочери Виктора Левченко Валентина и Татьяна
1.09.1987 – открыта мемориальная доска по адресу Кирова, д. 4 г.Батайск, где жил В. Левченко(в настоящий момент утеряна, имеются архивные фото)
1987 г. – Железнодорожная школа №7 названа в честь  В. Левченко, где он учился
2013 – установлена мемориальная доска на входе Гимназии №7
2017 – в журнал «Юный краевед» Центральной библиотекой им. М. Горького г. Батайск подготовлена статья «Виктор Левченко – штурман полярной авиации»
2017 – собраны материалы о В.Левченко и размещены на сайте «Батайск. Краеведческий портал»
Дополнительные сведения (по воспоминаниям современников)
– В.И. Левченко обладал слухом и голосом, играл на гитаре, знал и пел русские, украинские песни
– владел, старинной компасной навигацией, радио и астронавигацией
– знал английский язык
– обладал незаурядным юмором, наделен был отважным характером
– В Севастополе приятели ласково называли своего морского штурмана Витькой-Туркой (не только за смуглый цвет кожи, дед его удалой казак женат был на красавице турчанке, бабушке Виктора, которую он привез из турецких походов)
Использованы источники:
http://old-mariupol.com.ua/shturman-arkticheskix-trass
http://news.nado.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=6230:mariupolskie-uliczy-pamyati-geroev&catid=324:zdorove&Itemid=804
хронограф составила Ревинова И.П., заведующая методическим отделом МБУК «ЦБС» ЦБ им. М. Горького

к списку