Кошляков, Г.П. О храмах города [Текст]: [об истории батайских храмов] / Геннадий Павлович Кошляков // Вперед. – 2006. - 17 окт.

 

В сентябре на страницах газеты мы затронули тему истории батайских церквей. Рассказали все, что нам удалось узнать о разрушенных и ныне существующих православных храмах нашего города. Материал вызвал живой интерес среди читателей. На наш призыв дополнить этот пласт истории города откликнулся батайчанин Геннадий Павлович Кошляков. Мы благодарим читателя и публикуем его рассказ.

С большим интересом прочел материал о храмах Батайска. Думаю, не только мне, но и всем жителям интересна история города. Откликаясь на просьбу автора, хочу уточнить некоторые детали и рассказать о том, что мне известно по затронутой теме.

Прежде всего, автор статьи неправ, утверждая, что в годы Великой Отечественной войны в здании, где сейчас находится Свято-Троицкий храм, батайчане молились за победу и здоровье тех, кто был на фронте, за упокой погибших. В этом административном здании в довоенное время располагались органы управления города (тогда Рабочего поселка). В то время это был центр населенного пункта Батайск. Рядом располагался военкомат, а в сохранившемся до наших дней трехэтажном здании была воинская часть - батайский гарнизон. Само административное здание, в котором сейчас на­ходится храм, стояло полуразрушенное, с выбитыми окнами, без крыши. В те времена (и сейчас) я жил рядом с этим местом и помню, как пацанва играла в воронках на территории нынешнего церковного подворья, заполненного разбитой военной техникой. Административное здание стояло разрушенным очень долго. Только в 1948-49 годах оно было, наконец, восстановлено. К нему сделали пристройку с колон­нами, и после этого там открыл­ся кинотеатр «Победа». Таким образом церкви в этом здании ни до, ни во время, ни сразу после войны не было.

Что касается храма на улице Рабочей, то сразу после освобождения Батайска в феврале 1943 года местные власти, выполняя директиву верховного главнокомандующего И.В.Сталина и советского правительства об оказании практической помощи русской православной церкви в открытии храмов и организации её дея­тельности на освобожденных территориях страны, передали одно из административных зданий на ул. Рабочей батайскому приходу православной церкви.

Моя покойная бабушка Мария Яковлевна была церковницей, поэтому часто брала меня с собой в церковь. По крайней мере, на всех значительных праздниках я с ней бывал в церкви на ул. Рабочей. Здание было солидное. Внутри было даже место для хора, и довольно просторное. Церковь посещало очень много детворы и подростков. На старый Новый год, Рождество детвора и взрослые ходили из дома в дом и поздравляли, Христа славили и, посыпая зерном, «посевали» - поздравляли с Новым годом, щедровали и колядовали, носили кутью, праздновали Крещение и Пасху. В то время это было в порядке вещей и никто за это не преследовался. Церковь организовывала крестные ходы на водосвятие и Пасху. Либеральное отношение власти к церкви и участию населения в церковной жизни закончилось со смертью Сталина.

Хрущев, правление которого непонятно почему называют оттепелью, провозгласил главную цель нашего общества - ускоренное построение коммунизма. В её осуществлении Хрущеву и тогдашнему руководству страны церковь мешала, поэтому храмы стали закрывать. Нашелся повод закрыть храм на улице Рабочей, который к этому времени оказался на одной улице и практически рядом с вновь формирующимся административным центром города. По соседству расположились горисполком, горотдел милиции, горком КПСС. По решению высших партийных органов церковные догматы были заменены «кодексом строителя коммунизма», а к тем, кто посещал храмы, крестил детей, освящал куличи или отмечал церковные праздники, применялись общественные, партийные и другие, меры. Ну, это уже другая история...

 

 

назад

.