Шевченко,
Д. История православной церкви села Койсуг, собранная и рассказанная выпускником
школы №
Знакомство с автором
Старшее поколение привыкло ругать молодежь. Мол, ничего святого, никаких
авторитетов у них не осталось, чем жили их отцы и
деды, знать не хотят. Но говорить так обо всех, по меньшей мере, несправедливо.
В этом году школу № 4 окончил Дмитрий Шевченко. Вспоминая этого выпускника, учитель истории Е.В. Попова, его бессменный руководитель в исторических поисках, сказала, что такие ученики встречаются не чаще
одного на тысячу. На протяжении нескольких лет Дмитрий проделал громадную
работу по восстановлению истории родного края. Чтобы
получить необходимые материалы, он переписывался с
работниками ростовского архива, сотрудничал с батайскими специалистами, не жалея времени, беседовал с батайчанами - старожилами.
Наиболее значимые его
работы – «История села Койсуг» и «История православной церкви села Койсуг»
- мы
хотим предложить вниманию наших читателей.
Надо сказать, что работа «История православной церкви
села Койсуг» была в этом году представлена на Московской
краеведческой конференции, где ее признали лучшей в своей секции. «Историю» включили а сборник статей, издаваемый министерством общего и
профессионального образования.
Работа Дмитрия была признана лучшей, в первую очередь, потому, отметила Елена Викторовна Попова, что он
не просто собрал уникальный исторический материал, а сумел пропустить его через
себя, дать оценку событиям далеких дней, провести параллели с современностью. Итак, чтобы вспомнить то, что мы уже потеряли, и узнать
о тех, кто сделал все возможное, чтобы возродить традиции, прочтите работу шестнадцатилетнего юноши.
ЦерковьУспения Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в 1864 году. Хотя раньше, видимо, существовал другой, более
ветхий храм, так как в документах, относящихся к XVIII веку, в Койсуге уже значилась церковь. Новая церковь была каменной. По свидетельствам очевидцев, по своим размерам она приближалась к ростовскому кафедральному собору! Храм Успения имел особо чтимую верующими святыню - икону Одигитрии. Церковь располагалась
вблизи усадьбы священника. Ныне в хозяйственных помещениях храма располагается зубная клиника. Число прихожан
было 2803 мужского пола и 2894 1 женского. При храме располагались две школы: церковноприходская и земская.
Первый священник- Константин Иванович Цветков. Когда он
стал священиком в Койсуге, ему было 80 лет.
Церковь просуществовала до 1936 года. Ее взорвали и разобрали по кирпичикам. Весь
стройматериал был разворован, и кирпичи с церкви пошли на
обкладку колодцев, строительство туалетов и сараев койсужан. Тогда по Ростовской области действующих храмов не осталось вообще. Только в 1943 году по особому разрешению
Сталина в Койсуге был открыт
молитвенный дом во имя Пресвятой Богородицы. Ныне на месте, где раньше
стоял храм Успения Богородицы, расположена школа № 4. На бывшей территории церкви располагается памятник В.И. Ленину.
Церковь Вознесения Христова
Церковь Вознесения была построена в 1872 году. Первоначально она была деревянной. Позже ее обложили кирпичом. По
стилю Вознесенскую церковь можно отнести к XVI - началу XVII века. В это время наблюдается
переход от суровой монастырской аскетики в архитектуре к
узорчатости и пышности. Аналогичных храмов было по России
очень мало. Их не насчитывается и десятка. Колокольня (ее остов мы можем видеть и ныне на
улице Украинской) была построена после 1913 года.
Судя по ее размерам, сам
храм был довольно велик. И это
не удивительно. Прихожан в это
время было 3627 человек мужского пола и 3631 женского. Священником был Павел Дмитриевич
Чехранов, 36-ти лет. Известно, что он окончил семинарию, служил псаломщиком с 1889 года, священником с 1902 года. В храме Вознесения - с 1909 года. Имел жену и пятерых детей. Казенного жалования не было.
В дореволюционном Койсуге жизнь текла размеренно и налажено. Пришедший 1917 год перевернул и уничтожил все устои. К злейшим врагам новой власти
было отнесено все духовенство, как спора царской России. Не избежали истребления и храмы
села Койсуг.
Вознесенской церкви удалось
пережить революцию и кровавые тридцатые, но вот правление Хрущева, обещавшего показать по
телевидению «последнего попа», не удалось. В конце 50-х храм
был взорван. Там, где раньше
были могилы священнослужителей и святой алтарь церкви Воз
несения, ныне проходит улица Цимлянская. А еще раньше там
стояли бочки с отбросами, были горы мусора.
Так продолжалось до 1988 года. Тогда жители Койсуга И. Найкина, И. Радченко, В. Могилевская написали письмо в Москву, в котором просипи выделить
место для строительства церкви. После получения разрешения, 17 октября 1989 года, заложили
фундамент. За два месяца строительство молитвенного дома
было завершено.
Росло количество прихожан, и
вскоре появилась необходимость в строительстве большого храма. В августе 1990 года заложили
фундамент. В его строительстве помог горисполком, выделив 70
тысяч штук кирпича и 50 кубометров древесины. К 8 ноября 1995 года новый храм Вознесения
Христова начал действовать.
Сегодня у многих молодые людей города венчание в храме
Вознесения становится доброй традицией. Хочется надеяться
что восстановление храмов - это и есть возрождение великой Рос сии. Связь поколений восстановится, и русские почувствую
себя дома.