Щельянова, С. Ефрейтор Вилке посылку не отправлял [Текст]: [о Батайске в годы Великой Отечественной войны: с начала немецко-фашистской оккупации ( 27 июля 1943 г.) до конца войны] / Светлана Щельянова // Вперед. – 2008. – 25 июля. – С. 1, 5.

 

День 27 июля 1942 года для батайчан стал трагическим. В город ворвались немецко-фашистские полчища, которые с первых дней начали устанавливать новый порядок. Он вылился в бесчинства, зверства и расправы. 606 батайчан и жителей пригорода были замучены и расстреляны в фашистских застенках. Немало людей угнали в Германию в рабство. Много железнодорожников погибли во время бомбежек на своих рабочих местах. В братских могилах нашего города захоронены 1044 солдата, сержанта и офицера. На фронт мобилизовали 11428 батайчан. 4525 из них не вернулись домой...

Город понес огромные людские и материальные потери. Был разрушен железнодорожный узел - гордость и кормилец батайчан, а также такие важнейшие объекты, как хлебокомбинат, школы, клубы, водопроводные башни, паровозное и вагонное депо, три тысячи домов и многое другое. 10 тысяч батайчан остались без крова. Взорванными оказались мельница, банно-прачечный комбинат. Вырублено 20 тысяч деревьев.

В марте 1943 года фашисты сделали десять массированных налетов на Батайск, в которых в общей сложности участвовало 900 самолетов противника. 9 мая того же года 160 бомбардировщиков врага под прикрытием 70 истребителей произвели налет на город.

Но наши соколы, защищая небо Батайска, в той страшной воздушной круговерти уничтожили 54 самолета противника.

Только 8 июля на железнодорожный узел фашистские самолеты сбросили 200 авиабомб, в том числе и зажигательные. А всего на станцию упало 44 тысячи бомб огромной разрушительной силы. Батайск фашисты не только бомбили, но и обстре­ливали из дальнобойных орудий. Ущерб, нанесенный железнодорожному узлу, составил более двух миллиардов рублей.

В дни гитлеровской оккупации один из захватчиков ефрейтор Вилке писал своей семье: «...Сейчас мы стоим в Батайске. Это очень важный узел, и наше интендантство собирается здесь организовать сортировочную базу по распределению бакинской нефти, кубанского хлеба, каспийской икры... Завтра мы устроим облаву на русских железнодорожников, которых среди жителей города большинство. Они все отказываются работать. Когда пойдет первый поезд отправлю хорошую посылку...».

Вилке не удалось отправить обещанную посылку родственникам. Пуля партизана-железнодорожника настигла его в тот момент, когда он собирался гнать на работу жителей оккупированного города.

Сразу же после освобождения Батайска в первую очередь началось восстановление железнодорожного узла. В нем участвовали почти все трудоспособные жители и, конечно, железнодорожники. Без чертежей, по памяти, начальник мехгорки П. Фастов восстановил схему горочных замедлителей, электросети и пультов. Самоотверженно трудились и сотни других батайчан, мобилизованные на восстановление варварски разрушенного хозяйства узла. Они брали обязательство отработать 240 тысяч часов на восстановлении узла и города. И свое слово сдержали.

В феврале 1943 года было открыто движение по станции Батайск, а 1 мая 1943 года с южной горки был распущен первый железнодорожный состав. К концу 44-го основные объекты станции вступили в строй.

Батайские железнодорожники не только восстанавливали после освобождения станцию, но и собирали средства для помощи фронту. На имя секретаря горкома партии Малика и начальника станции Мазурова Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин прислал правительственную телеграмму такого содержания: "Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим Батайского железнодорожного узла, собравшим 250 тысяч рублей на строительство танков "Батайский железнодорожник", мой братский привет и благодарность Красной Армии".

Комсомольцы вносили заработанные деньги на строительство авиаэскадрильи.

Свой немалый вклад в дело борьбы с фашистскими оккупантами внесли подпольщики-партизаны. Как свидетельствуют архивные документы, в Батайске не было подпольной организации, но отдельные граждане-патриоты и группы действовали. Так, группу "Яструб" возглавлял Петр Еременко, бежавший из фашистской тюрьмы по канализационным трубам. Отсюда и название группы "Яструб". В нее входили режиссер театра железнодорожного клуба Виктор Коллонтаевский (погиб в фашистских застенках), техконторщица Раиса Истомина, переводчица Леонилла Фастовец, Василий Яценко выпускал листовки и распространял их в городе (погиб в тюрьме) и другие. Иван Чемерисов организовал крушение поезда в направлении Батайск - Кущевская. Фастовец и Истомина добывали у фашистов секретные сведения и передавали их командованию наших воинских частей. Истомина выдавала фиктивные справки о работе на транспорте партизанам в Самарский район. В партизанской группе "Вперед" подрывную работу вели Нина Анохина, Мария Орехова, Рая Гордеева, сестры Маша и Клава Сидельниковы, сестры Женя и Валя Черненко. В Батайске действовали и партизаны ростовских подпольных организаций.

С начала освобождения и до Победы станцию Батайск возглавлял Константин Мазуров. Его семья, находившаяся в эвакуации, получила шесть похоронок, но он во время страшных бомбежек всегда находился на служебном посту и остался жив. 5 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги по обеспечению перевозок для фронта и народного хозяйства Константину Герасимовичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. В связи с этим стоит задуматься, почему в нашем городе нет ни улицы, носящей имя героя, ни памятника или какой-либо другой памяти?

Несколько раньше в августе 1945 года приказом Министра путей сообщения за проявленную инициативу и восстановление мехгорки знаком "Почетный железнодорожник" были награждены ее начальник Л. Фастов, старший электромеханик Ф. Каноненко, мастер по замедлителям С. Пузиков, электромеханики Ф. Ломов, Б. Донец, дежурный по горке Н. Дмитренко, заместитель начальника станции В.Шкарбоненко. Около трехсот работников станции отмечены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."

В сентябре 1945 года коллективу станции Батайск за героический труд в Великой Отечественной войне решением МПС и УК профсоюза железнодорожников было присуждено, а 8 июня 1946 года вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.

К 1950 году станция Батайск достигла довоенного уровня погрузки и отправления грузов, начала набирать высокие темпы 1гроизводительности труда. Разруха была полностью побеждена.

назад