Макаренко, И.
«Сейчас мы стоим в Батайске…»[Текст]: [об оккупации Батайска
немецко-фашистскими захватчиками] / Ирина Макаренко // Батайское время. – 2005. – 6 апр.
«Сейчас мы стоим в Батайске…»
Фашисты устраивали облавы на
дома железнодорожников
Из тех, кто
восстанавливал разрушенный город, в живых
остались единицы. Корреспондент
«Батайского времени» записал их воспоминания о тяжелых военных и первых
послевоенных годах.
Важный узел
В период временной оккупации Ростова в Батайске квартировали войсковые подразделения, располагались госпитали. Фашисты усилили на город массированные налеты авиации и артобстрелы. Известен факт, как один из захватчиков - ефрейтор Вилке в своем письме говорит: «Сейчас мы стоим в Батайске. Это очень важный узел, и наше интендантство собирается организовать здесь сортировочную базу по распределению бакинской нефти, кубанского хлеба, каспийской икры. Завтра мы устраиваем облаву на русских железнодорожников, которых среди жителей города большинство. Они все отказываются работать. Когда пойдет первый поезд, отправлю хорошую посылку...»
В 1943 году, после освобождения Батайска от фашистов, железнодорожники дни и ночи трудились над восстановлением разрушенного железнодорожного узла и отправляли поезда на фронт. Паровозники, связисты, путейцы и движенцы стремились сделать все от них зависящее для обеспечения бесперебойного пропуска воинских эшелонов. За это коллективу станции было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.
Люди
Из тех, кто в эти годы возрождал жизнь города и станции, работал в тылу ради Победы, остались единицы. Среди них - Вера Ивановна Устименко (в годы войны Манченко) и Надежда Кузьминична Коломиец.
Вера Ивановна пришла на станцию в марте 1943 года. Она вспоминает, что полмесяца сносили кирпичи, зарывали воронки от бомб, собирали утварь, продовольствие и дрова с путей. Город был сильно разрушен, а вот здание вокзала почти не пострадало.
Бомбежки продолжались весь март. В народе ходила даже поговорка: «Не пеките пироги, не месите тесто, в марте не найдете себе места». Одна из сильнейших была 6 марта. В это время начальник станции Мазуров дал приказ вывезти за пределы города три вагона с боеприпасами. Молоденькая девчушка Катя Спивакова, одному богу известно как, прикрепляла эти вагоны к паровозу, а машинист увозил их. Надежда Кузьминична Коломиец вспоминает, что самолеты летали как мухи, так низко, что, казалось, голову заденут. А бомбы сыпались как град.
Во время и после оккупации для бойцов Красной Армии Надюша Коломиец вязала носки и перчатки, полола кукурузу, солила капусту, доила коров. В 13 лет носила по два полных ведра молока. Отца взяли в армию 26 июня 1941 года, следом за ним ушла связисткой сестра Таисия. Мама копала окопы. Со стороны Ростова танкам необходимо было создать преграду.
- Однажды всех семиклассников города вывезли в Зерноград на прополку, а назад не забрали, - вспоминает Надежда Кузьминична. - Шли в Батайск двое суток. Ночью в поле нас чуть не загрызли голодные волки. Спасло то, что в это время отступали красноармейцы. Я запомнила на всю жизнь, какими они были уставшими и жалкими. Худые, в выцветших гимнастерках. Но именно им мы обязаны своей жизнью. Солдаты отогнали волков выстрелами.
Традиция быть первой
На территории Северного депо была груда обломков - сюда сносили и свозили весь металл: искореженные, изрешеченные, словно скелеты, вагоны, рельсы. Сегодня здесь возрождается Аллея трудовой и боевой славы.
Первым сделали Южное направление. Когда работа стала налаживаться, в 1946 году вошла в строй уже механизированная сортировочная горка, на которой и стала первым оператором Вера Ивановна Манченко. Работали в 3-3,5 смены, а потом еще и помогали приводить город в порядок. Надежда Кузьминична проработала в товарной конторе 36 лет и 3 месяца (с 1946 года).
Надежда Кузьминична по окончании войны занималась таксировкой грузов. В день проходило 13-14 поездов, позже - до 50. Расстояние для таксировки определялось по карте, расчеты проводились не как сейчас, по таблицам. Эта очень сложная и ответственная работа требовала большой аккуратности, точности, быстроты реакции и была под силу не каждому. Однако уже через три месяца пришел ревизор и поздравил Надежду с тем, что за безукоризненную
работу
она
удостоена чести быть отмеченной на Доске почета.
Такими открыли для нас страницы замечательной истории женщины-труженицы. Они своим ежечасным героизмом писали эту историю. Высочайшее чувство долга, любви к Родине, своей работе привели страну к Великой Победе. Именно ими была заложена традиция - быть станции Батайск первой. И она чтится по сей день!