Батайск – наш! [Текст]: [об освобождении г. Батайска от немецко-фашистских захватчиков] // Вперед. – 1981. – 7 февр.                                                                                                                                              

 

В 1979 году нашему городу исполнилось 210 лет. Лек­торским коллективом написана книга о Батайске, которая готовится к печати Ростовским книжным издательством. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги, по­вествующий об освобождении города от немецко-фашист­ских захватчиков.

 

В соответствии  с    создавшейся   обстановкой Ставка Советского Верховного Главнокомандования постави­ла задачу перед армиями Юж­ного фронта, действовавшими на левом берегу Дона (2-й гвар­дейский, 51-й и 28-й), совмест­но с правофланговыми войска­ми Северо-Кавказского фрон­та (ковно - механизированной группой, 44-й и 58-й армиями) выйти к Батайску, прикрывав­шему Ростов с юга и далее на побережье Азовского моря. Со взятием Батайска отрезался от­ход кавказской группировке противника через Ростов и Дон­басс. В это же время левофлан­говые армии Северо- Кавказ­ского фронта - 9-я и 37-я - должны были во взаимодейст­вии с войсками Черноморской группы Закавказского фронта и Черноморским флотом окру­жить 17-ю немецкую армию.

Выполняя поставленную за­дачу, войска Южного фронта атаковали позиции противника в районе устья Маныча, пытаясь пробиться к  Батайску. Части 2-й гвардейской армии на нес­кольких участках прорвали обо­рону врага.  Одна из  бригад 3-го гвардейского танкового кор­пуса  достигла  окраины Батайска, но закрепиться там не смогла.

Враг старался любой ценой выиграть время для того, чтобы вывести свои войска с  Кавказа. Но именно тогда, когда гитлеровцам был дорог каждый день, когда эшелоны с    войска­ми вереницей шли на север че­рез Батайск к Ростову, по железнодорожным    магистралям на­нести удары партизаны Ростовской области.

27 января батайские парти­заны взорвали полотно желез­ной дороги на участке Бзтайск-Азов. Эшелон с техникой v вой­сками потерпел крушение. Было разбито несколько вагонов, убито много гитлеровцев. Дви­жение прекратилось на сутки. В это же время ростовские пар­тизаны взорвали железнодорож­ный мост на перегоне Батайск-Ростов, и враг не смог вывести из Батайска подвижной состав, в том числе шесть воинских эшелонов, один из них с танка­ми.

К 4 февраля войска Южного фронта  выдвинулись на восточные подступы к Шахтам, Ново­черкасску и Ростову, a   конно-механизированная группа, 44-я и 58-я армий Северо-Кавказского фронта - к Батайску...

В ночь с 6 на 7 февраля 1943 года началось наступление на Батайск. В освобождении го­рода принимали участие 6-я гвардейская танковая дивизия, 34-я гвардейская стрелковая Краснознаменная ордена Куту­зова II-й степени Енакиевская. дивизия (командир дивизии - гвардии генерал-майор Губаревич), 159-я отдельная стрелковая бригада (командир бригады майор Дубровин), 248-я стрел­ковая дивизия (командир диви­зии -   подполковник  Ковалев).

Удар был настолько стреми­телен, что гитлеровцы в панике бежали, бросив на Батайском железнодорожном узле десятки эшелонов с продовольствием, снаряжением и боевой техникой. Об этом памятном событии писатель Виталий Закруткин пишет в книге «Баллада о донском крае».

«6 февраля 1943 года войска генерал-полковника Малиновсксго взяли Батайск. Я приехал в Батайск 13 февраля, накануне генерального штурма Ростова...

Немцы называли Ростов «вратами Кавказа», а батайскую дамбу «переходом из Европы в Азию». Отсюда, из Ростова. Они начали летом кавказскую битву. Тут, на донском мосту, генерал-полковник Руофф обещал японскому посланнику, генералу Осима скорую встречу германских и японских войск в Индии.

Долго стоял я на северной, окраине Батайска, всматриваясь в неясные очертания города за рекой, там не видный отсюда, стоял мой дом, из которого я ушел двести дней тому назад...

По улицам Батайска сновали тысячи людей. Высокие серые тягачи загребали гусеницами снег, тащили дальнобойные пуш­ки. На рысях проходили в сто­рону Койсуга эскадроны дон­ских казаков, Вот пришел и ис­чез за углом, в садах, дивизи­он покрытых брезентом «ка­тюш». Вот промчался, залеплен­ный снегом мотоцикл офицера связи. По широкой улице, раз­брызгивая воду, промчалась черная машина, в которой сидел командующий Южным фронтом    генерал-полковник    Малиновский. У ворот углового дома я увидел двух оживленно раз­говаривающих генералов, и уз­нал в них Кириченко и Селива­нова. Они стояли в распахну­тых шинелях, улыбающиеся и веселые.

- Дождались казаки празд­ника, - закричал мне Селива­нов. - Вчера освободили Крас­нодар, а к утру возьмем Рос­тов!

Гитлеровцы бежали,  оставив на железнодорожных путях станции 68 эшелонов с    награбленным имуществом и продовольст­вием, боевой техникой.

Обратимся  к  документам  военного времени.   

Листовка   Военного  Совета 28-й армии, 6   февраля  1943 года:

«Смерть немецким  оккупан­там!

К бойцам,  командирам и по­литработникам  нашей армии.

Дорогие товарищи!

Доблестные бойцы, команди­ры и политработники!

Батайск — наш!!!

Он взят стремительным уда­ром героев - гвардейцев. Рос­тов перед нами! Тяжел, труден, но славен путь наших боев. От Каспийского до Азовского моря по безводным калмыцким сте­пям, через широкие сальские просторы пронесли мы  наши знамена...».       ,

Гитлеровцы  разрушили  Батайск, причинили убытки в размере 11 с половиной миллионов рублей, 10 тысяч батайчан ос­тались без крова. Железнодорожный узел понес в годы войны большие потери. Многие из тех батайчан, кто  вдохновенно и беззаветно трудился на благо нашей социалистической  Роди­ны, во имя нашей победы, были расстреляны и замучены в концлагерях,  были убиты на  своих боевых постах во время  интен­сивных   бомбардировок   желез­нодорожного   узла  в  1941 - 1943 г. г.

Вот имена погибших: замести­тель начальника станции П.Е. Андреянченко, заместитель начальника дистанции связи А.А. Попович, начальник отдела кад­ров дистанции связи С. Г. Уль­янов, начальник дистанции пути М.В. Зимонов, составитель Щ.Г. Вербенко. сцепщик И.А. Толопчецко, техконторшик 3. Д. Регуля, дежурный локомотивного депо Н.А. Мупаволов. машинисты локомотивного депо A.T. Потапенко, И.А. Фастов, А.П. Семенов, помощник ма­шиниста паравоза П.Д. Переварюха и многие другие.

 

назад