Самусевич, К. "Опустела без тебя земля..." [Текст]: батайчане почтили память погибших в авиакатастрофе 1988 года / К. Самусевич //  Вперед. – 2013. – 16 авг. – С. 27.

 

"Опустела без тебя земля..."

Батайчане почтили память погибших в авиакатастрофе 1988 года

 

     На мемориальном комплексе в Восточном кладбище собралось больше сотни человек, пришедших почтить память погибших в авиакатастрофе, произошедшей 8 августа 1988 года. Перед церемонией возложения выступил Валерий Симоненко, зампредседателя батайской городской Думы. В далеком 1988 году он был заместителем командира полка, и среди погибших были его близкие друзья.

     Выступил бывший командир звена 801 учебного авиационного полка, летчик-инструктор, майор Николай Мазуров. Он был на борту самолета Ан-12, потерпевшего крушение, и поделился тяжелыми воспоминаниями с собравшимися.

- В тот день я не должен был лететь на самолете, но так получилось, что надо было лететь, - начал Николай Федорович. - Над морем я увидел, как останавливается правый двигатель, замедляет вращение. Спросил у радиста: "Что случилось?". Тот ответил: "Не бойтесь. Падаем". Четыре двигателя остановились за 12 секунд. Начали падение. В иллюминаторе была видна вода, море, до берега 4 километра. Каждую секунду самолет терял 50 мет ров высоты. Резкий разворот, самолет упал на шасси, шасси прорвало обшивку, потом сломался фюзеляж, поднялся вверх. Образовалась пробоина метра два в длину, хлынула вода. На полках чуть выше головы стояли кованые ящики, где хранилось оборудование для расследования катастроф. Они упали на нас. Я потерял сознание от удара, а очнулся в воде с керосином. Увидел аварийный люк. Подплыл Корж, старший лейтенант, мы с ним открыли этот люк и вылезли. Увидели, что тоже вылезают люди из правой форточки правого летчика. Я стал спрашивать, где же наши. Восемь уже погибли. Потом мы долго стояли на фюзеляже самолета, который был на полметра над водой. Пролетел гражданский самолет на Ейск. Помахал крыльями и улетел. Подплыли рыбаки, дали веревку, наш командир вытащил трех погибших. Подлетел спасательный вертолет, сел на воду. Подплыл спасатель на резиновой лодке. Мы ему трех погибших положили, он перевез их в вертолет и улетел. Рыбаки дали топор, чтобы можно было рубить обшивку. Прорубили, а там второй слой обшивки. Некоторое время были слышны стуки оттуда, изнутри самолета, а мы им стучали, но ничем- не могли помочь. 20 тонн горючего разлилось по поверхности воды, в ней было опасно находиться. И спустя несколько минут стуки прекратились, люди погибли. В понедельник упали, а в среду только приплыли плавучие краны и подняли этот самолет, достали погибших. Прошло 25 лет, но как будто вчера это было. Из-за травмы позвоночника меня отстранили от полетов. Но я участвовал в разработке мемориала. Каждый год здесь проходит уборка. Спасибо всем, кто участвует и помогает нам. Столько лет прошло, а слезы на глазах... Лучшие орлы погибли! Кто-то похоронен здесь, кого-то погребли в других регионах. Выросли их дети, появились внуки. Мы будем помнить их, и каждый год 8 августа в 12 часов дня здесь собираться, вспоминать и поминать. Светлая им память!

Траурную, панихиду по погибшим провел отец Владимир, благочинный Азовкого округа.

 

История трагедии.

 

25 лет назад, 08.08.1988 потерпел крушение самолет Ан-12, на борту которого находились 52 летчика двух эскадрилий Батайского учебного авиационного полка. При заходе на посадку на аэродром Ейска у самолета поочередно заглохли все 4 двигателя. Позже следствие покажет, что авиационное топливо было разбавлено водой.'

Командир экипажа капитан Кленин сделал все, чтобы мягко приземлить самолет на воду. Но выпущенные стойки шасси жестко ударились о подводный грунт, что вызвало надлом фюзеляжа самолета. Из топливных баков в салон самолета хлынул авиационный керосин, смешавшись с водой, он преобразился в кислоту, которая обжигала людей, находящихся в самолете. Более того, от удара сорвалось с крепежей оборудование, хранящееся в хвостовом отсеке - ведь это был самолет-лаборатория, изначально не предназначенный для перевозки людей. Оборудование устремилось в салон и придавило находящихся в нем летчиков. Не все смогли выбраться.

Из 52 человек погибли 24. Трагедия потрясла Авиагородок и затронула всех его жителей. Кто-то потерял сына, кто-то мужа, кто-то отца, а кто-то - верного товарища.