Соболев, А.Ю. Физик и лирик в чистом виде [Текст]:
[интервью с батайским поэтом Соболевым Александром
Юрьевичем и его стихи] / Александр Юрьевич Соболев; беседовала Г. Ульшина // Мой Батайск. – 2008. - № 7. – С. 32-33.
В Батайске его знают немногие: считанные сотрудники да те пациенты, кто нуждался в обследовании на магнитно-резонансном томографе «в железке», как в народе называют батайский филиал ростовской дорожной клинической больницы СКЖД... Но зато в среде ростовских поэтов он уже известен, и в толстом литературном журнале «Ковчег» давно напечатано мое эссе о его творчестве.
Хочу познакомить батайчан с лауреатом ежегодной премии литературного журнала «Ковчег» (2006 год), лауреатом фестиваля поэзии «Ростовская лира» (2006 год), лауреатом интернет-конкурса «Междуречье» (2007 год), практическим руководителем студии поэзии ростовского литобъединения «Созвучие» и просто хорошим товарищем Александром СОБОЛЕВЫМ.
-
Александр, как, на твой взгляд, связывается
личность автора и его произведения?
- Становой хребет беллетристики - эмоции автора, и в них - не как в зеркале, конечно, а как во многочисленных осколочках - отражена его физиономия. Вот эта мозаика, если отойти на дистанцию, и есть одна из его ипостасей, часто - важнейшая. Что скажут стороннему человеку сведения о месте рождения, годах учебы, браках, поездках, перемещениях по службе, поощрениях?.. Ничего. Лишь покажут схему того, как обстояли обстоятельства, а главное-то в нас - начинка, человек внутренний, а вот он, этот «внутренний», иногда проявляется в действиях очень скудно. Но творчество в слове - по самому смыслу своему слепок с автора, и внимательному читателю, я думаю, произведение расскажет об авторе самое важное.
-
Расскажи о своих связях с донской землей.
- Начнем с того, что я, Александр Юрьевич Соболев, родился в ноябре 1952 года в Ростове-на-Дону, в семье служащих, был сыном любящих родителей. Так что я коренной ростовчанин. Правда, детство мое прошло у подножья Тянь-Шаня, перед лицом заснеженных вершин. Учеба в средних школах, в аттестате четверок нет. Далее физический факультет Ростовского государственного университета, где уже ко второму курсу с тягостным недоумением я размышлял о ножницах призвания и данности...
-
Так
что ты физик и лирик в чистом виде!
- Да... И с момента окончания университета занимаюсь электроникой, сначала - в разработке, потом в медицине, с диагностическими комплексами. Женат. Имею двоих сыновей, Леню и Диму, 31 год и 19 лет, и пятилетнего внука Мишу - отличные парни!
-
Какова
твоя жизненная позиция?
- В партиях не состоял. Политические убеждения - левые социал-демократические. Предубеждения - фашизм, национализм, глобализм, анархизм. Политические пристрастия - уже беспристрастен.
-
Как ты
начал писать?
- О! Стихи прорывались редко. Во всяком случае до 37 лет. Ну, два-три... Серьезная потребность появилась позже, с осознанием того, что положительным результатом моей жизни, кроме детей, могут быть, возможно, только они. Таким образом, основательная поэтическая практика приходится на последние десять лет. В 2003 году, почти случайно попав в среду ростовских поэтов, мне удалось почитать из своего, благо, что уже свое было... Так что именно поэтам Ростова - чрезвычайно разным, богатым талантами и задавшим высокую планку своему творчеству я обязан очень многим. Общение с ними - живыми или уже ушедшими - не может заменить ничего. И только сейчас, через этих людей и пласт литературы, пришедший с ними, я начинаю понимать, КАК можно сказать о важном.
На сегодняшний день я опубликован во множестве сборников ассоциации «ЛиРА», руководимой Эллионорой Леончик, в нескольких коллективных сборниках литобъединения «Созвучие», руководимого Николаем Скребовым, в литературном журнале «Ковчег» под редакторством А. Мацанова. Вышло два авторских сборника стихов: «Дважды в реку» (2005 год) и «Настоящее имя вещей» (2007 год). Даст Бог, будут еще. Стихи пишутся...
Вот такие скромные герои работают у нас в Батайске.
СТИХИ АЛЕКСАНДРА СОБОЛЕВА
* * *
Оставив Город-за-Рекой, шагни с перрона
В беспечный ласковый покой, где тень и кроны...
Где, смяв шагреневый клочок — листок билета,
Ты попадаешься в сачок донского лета!
Оно стрекозами звенит, легко и пряно
Распространяется в зенит в потоках праны,
И, жаркой свежести полно, встречает гостя,
И зреет новое вино в прозрачных гроздьях...
А перед тем — как никогда: одни осадки!
Пока не кончилась вода в небесной кадке —
Во всякий час, уж раз пошло такое дело,
Везде сверкало и лило, текло, гремело...
Но как ни буйствуй, как ни лей — просохли тропки.
Еще достаточно углей у солнца в топке.
Пылает день!.. А все равно — роскошной кучей,
Сырым серебряным руном — воздвиглись тучи,
Из лучезарной чистоты блистая пышно...
И славят птицы и цветы Христа и Кришну!..
А хуторок лежит
большим эдемским садом.
Здесь всё целебно для души и все как
надо:
Сосед под пьяненький предлог бранится с жинкой,
Кузнечик скачет из-под ног цветной пружинкой,
Стрижи, пикируя с высот, плетут виньетки,
Жерделы прыгают в осот с ладони ветки,
И лезут стебли и грибы под теплым светом...
И так легко — про все забыть и кануть в Лето.
...КАК У ПТАШКИ, КРЫЛЬЯ
Когда хотелось чувство оттенить
На фоне увлечения, на лоне
Любви — бывало, руку протяни —
И пара строф затеплится в ладони.
Но что-то я давненько не пишу...
Потенция потенцией, а все же
Кинетика желательна на ложе
Поэзии. Любому шалашу,
Укрывшему меня с моей милашкой,
Я был бы рад... И будет ночь нежна,
Когда одна она тебе нужна —
Да кофе чашка.
Годятся также пустошь или лес,
Но только чтобы ни единой рожи,
Готовой неприятно потревожить
В интимном сочетании словес
Двоих, соединившихся под знаком
Свободной страсти. Как закон, двояка,
Любовь — законов всех она сильней.
Любимец музы, не зевай! Однако
Удобства ради не женись на ней
«Законным» браком.
Не то — кранты, финита, и — абзац.
Не протащить в анапеста фильеру,
И знай греби, обслуживай галеру...
Тогда стихов янтарная сабза
Из лакомства дежурным станет блюдом,
И твой кураж окажется под спудом,
И будут стекловатой облака,
А серебро степного родника —
Простой полудой.
Оберегай свободу! Принцип сей
Тебе полезен вовсе не для блуда.
Ослабнешь под напором пересудов,
Во имя замирения гусей —
И будь ты хоть
подкован, хоть обут —
Придется ту, которая двояка,
Переть с досадой племенного яка
На собственном горбу.
А так...
Луна сегодня в
Скорпионе,
И сумрак тихо к улицам прильнул,
И внутренний посыл еще не понят,
Но рядом лист бумаги... Ну же, ну!..
И я невольно руку протяну:
Урочный час... и никого в гостиной...
И где-то счастлив скорпион пустынный,
Облапивший луну.
СТАРИК
...Этот шаткий шаг при прямой спине
И замявшийся воротник...
Плоскодонной лодкой на злой волне
По бульвару идет старик.
Он гордится статью своих костей -
И забытых женщин числом.
Он годится внукам чужих детей,
Как верблюд или старый слон —
Но не любит смех, и поборник схем,
И живет, как велят врачи...
Он судья для всех, но на пользу всем
Исключен из числа причин.
Он заспал грехи и счета закрыл.
Под неистовый стук часов
Он с экранов цедит бразильский криль
Через сивую ость усов.
...Этот серый день, этот день сырой
Нахлобучил седой парик...
Бормоча порой, под морщин корой
По бульвару идет старик.
Для него лучится с афиш Кобзон,
А с дешевых листовок — вождь...
Он опять забыл в магазине зонт,
И поэтому будет дождь.
СОЛОВЕЙ И РОЗА
Да пребудет
роза редифом!..
А. Тарковский
На рынке музыкальный мужичок
В базарный день свое искусство кажет:
Его свирель — пластмассовый сверчок
(И с дюжину — в коробке, на продажу).
То — соловей... Бирюлька, пустельга,
Свисток с водой, штампованная штучка.
Он неказист, но песня дорога, —
Живой ручей, веселый и плакучий!
Ему цена — целковый без рубля...
Среди колбас, лимонов-канареек,
Сырых сельдей, несбывшихся цыплят.
Пупырчатых гусей, манящих взгляд,
На быстрине ноябрьского борея
Бурлит его причудливая трель.
Не сам Орфей, но что-то в этом роде —
Блестит на солнце, словно карамель,
Дрожит в ушах, дрожжами в сердце бродит.
Купи его! — и поднеси ко рту,
Добавь мажора в жизненную гамму,
Где майский мед — и нищенский картуз,
Капустный лист — и луковицы храма.
...Осенний полдень радостно тверез,
Притихло все в своем базарном лоне...
И медь — в картуз... и роза в каплях
слез
Певцом больна в цветочном павильоне.