Койсужанка, Г. «И песню петь высокую – свою…» [Текст]:
[батайская поэтесса о себе] / Галина Койсужанка // Мой Батайск. – 2007. - № 2. – С. 24-26.
Галина Койсужанка
(Ульшина) родилась в Ростовской области, но вскоре ее
родители переехали на побережье Черного моря. Вся страна ездила сюда отдыхать,
а их, детей, мама отправляла на лето к бабушке, коренной койсужанке,
в жаркий огородный Батайск-Запа-ный (по-старому -Койсуг).
Так и прошло ее детство. Затем семья переехала в Ростов-на-Дону, где Галина закончила школу и университет, училась в Москве и
Ленинграде, но как все дороги ведут в Рим, так и ее дорога привела в Батайск, и
уже почти 20 лет она живет среди нас. Так что ее голос - это голос маленькой
родины под названием Батайск.
Поэтесса
написала и издала две книги стихов, закончила третью книгу, на
подходе четвертая... •
И каждый ее стих, каждое слово
обращены к нам, заставляют трепетать сердце и волноваться душу, ибо обращаются
к нашей совести, к нашей вере, человечности. Яркие, запоминающиеся образы ее
стихов(«над морем девочка летит», «стоящий на обрыве
оборванный абориген», «и кубики далекого Ростова», «плеснуть стихом на губы батайчанки» и многие другие) впечатываются в сознание,
будоражат читателя, заставляют думать - о себе, о времени, искать свое
соответствие в этом мире и ответ на извечный вопрос «Быть или не быть?» и, если
«быть», то какими...
Публикуя сегодня размышления Галины Койсужанки о жизни и творчестве и небольшую подборку ее
стихов, мы надеемся, что отнюдь не провинциальные стихи Галины Койсужанки «из трудолюбивого, многонационального, провинциального
Батайска будут услышаны».
В попытке услышать других и быть услышанной другими, «земную жизнь пройдя до половины», я, наконец, посмела назваться писателем.
Думал ли в свое время Сергей Есенин о своей причастности к мировой литера туре, когда писал:
«Дай, Джим
на память лапу мне,
такую лапу
не видал я сроду...»?
Наверное, когда приходит осознание, именно осознание, а не ощущение того, что ты можешь что-то определенное сказать миру, и когда у тебя уже не остается выбора - писать или не писать, - вот тогда и можно попытаться реализовать свою пассионарность в писательстве.
Даже, если пишешь в стол.
Возможность признания обществом ценна сама по себе, но это не может быть показателем высоты художественной мысли. Я не переоцениваю себя, и бесконечно рада тому, что в Ростове есть серьезные учителя - современники: это и Николай Скребов, и Даниил Долинский, и Леонид Григорьян, и Валерий Рыльцов, Нина Огнева, Александр Соболев, Надя Делаланд... Их творчество вдохновляет, заставляет относиться к себе критически, но - видит Бог! - как часто я вспоминаю стихи Бориса Пастернака: «Когда б я знал, пускаясь на дебют...».
Меня во многом спасает территориальная удаленность от вихря большого города - сельский быт с минимумом необходимых благ цивилизации (газ, Интернет, стиралка-автомат, микроволновая печь) иногда дает возможность писать. Хотя собственно для писания остается мало времени и по жизни, и в сутках - нынче ведь, чтобы выжить, достойно выглядеть, уж не говоря о вопросе издать написанное, нужно заработать самому и не мало, или - стыд кромешный! - просить у спонсоров. Меценатство сейчас не в чести. Если бы не личное участие мэра города Батайска В.В. Путилина в судьбе моей второй книги «Батайские звезды» - лежать бы ей в столе и поныне. После посещения круга потенциальных спонсоров не то, что писать - жить не хочется. Я не знаю, каким образом мне удастся издать третью книгу... Со времен от Александра Сергеевича до Сергея Александровича издатели еще будили писателя, наперебой предлагая купить для своих журналов «чего-нибудь свеженького», нынче такие времена канули в Лету. Мы упорно становимся страной, которой необходимо пощупать продукт, подержать результат в руках, ощутить прибыль в увесистой монете... Теряем мы большее - веру в чудо, в сочувствие другого, но это косвенно, а напрямую - мы просто отпали от Бога. Писать женские романы или детективы и таким образом зарабатывать себе на хлеб с икрой - это очень утилитарно и грешно, хотя и среди такого антидепрессивного чтива попадаются талантливые произведения. В последнее время мне интереснее стало писать литературную критику, точнее, эссе о современниках - поэтах. Серьезный ростовский литературный журнал «Ковчег» этому способствует. Недавно этот журнал стал доступен читателям ЦГБ им. Горького в нашем городе. Кроме всего я занимаюсь вопросами литературной группы «Батайское время».
Шквал поэтических конкурсов, фестивалей в нынешнем году обрушился на неподготовленные головы самодеятельных поэтов: весной отшумела «Ростовская Лира- 2007», проведенная Южным Федеральным Университетом и газетой «ДД», пронесся, сметая все на своем пути, вихрь интернет- конкурса «Междуречье» с приглашенными из Москвы профессиональными литераторами в качестве членов жюри, только что закончился фестиваль поэзии и бардовской песни «Лирафест», руководимый Э.Леончик и ассоциацией «ЛиРА»... Требовалась организованность и готовность к участию группы, опыт выступлений, мобильность в выполнении сроков подачи заявок и т.д. Наша литгруппа прошла все испытания с честью.
Меня не сбивают с курса ни стопка моих лауреатских дипломов (а их больше 10), ни количество сборников - это все посев... Посев леса - так можно бросать в почву семена интереса к Слову и надеяться, что вырастет лес читателей, ценителей, ревнителей. Ведь за нами, ловцами родных слов, к коим я смею себя причислять, - граница, идти уже некуда. Если мы не сбережем Родную Речь - дальше полный распад культуры, прямые признаки которого налицо. Цивилизация переживала не раз сожжение книг на площади, избиение и казнь ученых... Осип Мандельштам однажды высказал такую мысль: «Все другие различия и противоположности бледнеют перед разделением нынче людей на друзей и врагов слова». В нашем городе друзья слова есть.
В маленьком Батайске школа №3 имеет кружок журналистики (руководитель Вера Садовникова), ЦГБ им. Горького дала приют литгруппе «Батайское время», где может свои произведения показать любой пишущий человек, газета «БВ» почти ежемесячно находит возможность отдавать целую страницу для публикации ба-тайских поэтов. Теперь вот в городе появился журнал «Мой Батайск», который тоже намерен уделять немалое внимание творчеству горожан. Отрадно, что небезразличным к общелитературному процессу оказалась и городская газета «Экспресс» - на ее страницах Константин Кизявка прошелся сатирическим пером по литературной общественности города. Пришлось объясняться, доказывать, что поэты в городе есть и предъявлять их рукописи, а также демонстрировать свои книги, оставшиеся в единичных экземплярах. Хотя, по его мнению, я не достигла уровня Высоцкого и Евтушенко, но высокая планка этих имен меня вдохновляет. Это дает мне силы нещадно работать и обострение чувства ответственности за несение поднятого флага...
Меня не пугает, что я одна, на юру, на ветру - человек рождается один, живет один и уходит один. Только самостоятельность и ответственность за принятие решений при выполнении задач может победить массовую профанацию, рабскую психологию, дать ощущение жизни и - в награду! - подарить радость сотворения.
У меня сейчас счастливая пора: выросли порядочными оба сына, я еще могу плакать от счастья, читая чужие строки, я знаю, чего хочу в этой жизни...
Зачем поэзия вообще? Хорошие стихи - это ведь исповедь, это молитва тех, кто не дошел до храма, они в притворе, они на пути в храм... И, смею напомнить, Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть...»
Маленьким собственным достижением в своем служении на ниве слов считаю открытие талантливых поэтов -батайчан: Александры Фоменко, Игоря Шукаева, Николая Чубенко, Алексея Леонова, Ильяса, Алины Лазаревой, Галины Цой, Анны Ртищевой, Вячеслава Ко-лодяжного. Хотелось бы их разрозненные по газетам стихи собрать и издать книжкой - это достойные стихи. Почти все эти поэты стали дипломантами и лауреатами в разных номинациях на различных конкурсах и знают, что только упорный труд над рукописью может принести успех. Это очень интересные люди, а через их харизму возможен интерес окружающих к их творчеству, от их творчества возможен мостик к творчеству другого современника, а дальше - истинный читательский интерес к творчеству классиков, а может, и к Слову...
Я очень надеюсь на это...