Койсужанка, Г. «И песню петь высокую – свою…» [Текст]: [батайская поэтесса о себе] / Галина Койсужанка // Мой Батайск. – 2007. - № 2. – С. 24-26.

 

Галина Койсужанка (Ульшина) родилась в Ростовской области, но вскоре ее родители переехали на побережье Черного моря. Вся страна ездила сюда отдыхать, а их, детей, мама отправляла на лето к бабушке, коренной койсужанке, в жаркий огородный Батайск-Запа-ный (по-старому -Койсуг). Так и прошло ее детство. Затем семья переехала в Ростов-на-Дону, где Галина закончила школу и университет, училась в Москве и Ленинграде, но как все дороги ведут в Рим, так и ее дорога привела в Батайск, и уже почти 20 лет она живет среди нас. Так что ее голос - это голос малень­кой родины под названием Батайск.

Поэтесса написала и издала две книги стихов, закончила третью книгу, на
подходе четвертая...
                                                              

И каждый ее стих, каждое слово обращены к нам, заставляют трепетать сердце и волноваться душу, ибо обращаются к нашей совести, к нашей вере, человечности. Яркие, запоминающиеся образы ее стихов(«над морем девочка летит», «стоящий на обрыве оборванный абориген», «и кубики далекого Рос­това», «плеснуть стихом на губы батайчанки» и многие другие) впечатыва­ются в сознание, будоражат читателя, заставляют думать - о себе, о времени, искать свое соответствие в этом мире и ответ на извечный вопрос «Быть или не быть?» и, если «быть», то какими...

Публикуя сегодня размышления Галины Койсужанки о жизни и творчестве и небольшую подборку ее стихов, мы надеемся, что отнюдь не провинциальные стихи Галины Койсужанки «из трудолюбивого, многонационального, провин­циального Батайска будут услышаны».

 

В попытке услышать других и быть услышанной другими, «земную жизнь пройдя до половины», я, наконец, посмела назваться писателем.

Думал ли в свое время Сергей Есенин о своей причастности к мировой литера туре, когда писал:

«Дай, Джим на память лапу мне,

такую лапу не видал я сроду...»?

Наверное, когда приходит осознание, именно осознание, а не ощущение того, что ты можешь что-то определенное сказать миру, и когда у тебя уже не остается выбора - писать или не писать, - вот тогда и можно попытаться реализо­вать свою пассионарность в писательстве.

Даже, если пи­шешь в стол.

Возможность признания обществом ценна сама по себе, но это не может быть показателем высоты художественной мысли. Я не переоцениваю себя, и беско­нечно рада тому, что в Ростове есть серьезные учителя - современники: это и Нико­лай Скребов, и Даниил Долинский, и Лео­нид Григорьян, и Валерий Рыльцов, Нина Огнева, Александр Соболев, Надя Делаланд... Их творчество вдохновляет, застав­ляет относиться к себе критически, но - видит Бог! - как часто я вспоминаю стихи Бориса Пастернака: «Когда б я знал, пуска­ясь на дебют...».

Меня во многом спасает территориаль­ная удаленность от вихря большого города - сельский быт с минимумом необходи­мых благ цивилизации (газ, Интернет, стиралка-автомат, микроволновая печь) иног­да дает возможность писать. Хотя собствен­но для писания остается мало времени и по жизни, и в сутках - нынче ведь, чтобы выжить, достойно выглядеть, уж не говоря о вопросе издать написанное, нужно зара­ботать самому и не мало, или - стыд кро­мешный! - просить у спонсоров. Меценат­ство сейчас не в чести. Если бы не личное участие мэра города Батайска В.В. Путилина в судьбе моей второй книги «Батайские звезды» - лежать бы ей в столе и поны­не. После посещения круга потенциальных спонсоров не то, что писать - жить не хо­чется. Я не знаю, каким образом мне удас­тся издать третью книгу... Со времен от Александра Сергеевича до Сергея Алек­сандровича издатели еще будили писате­ля, наперебой предлагая купить для своих журналов «чего-нибудь свеженького», нынче такие времена канули в Лету. Мы упорно становимся страной, которой не­обходимо пощупать продукт, подержать результат в руках, ощутить прибыль в уве­систой монете... Теряем мы большее - веру в чудо, в сочувствие другого, но это косвенно, а напрямую - мы просто отпа­ли от Бога. Писать женские романы или детективы и таким образом зарабатывать себе на хлеб с икрой - это очень утилитар­но и грешно, хотя и среди такого антидеп­рессивного чтива попадаются талантливые произведения. В последнее время мне ин­тереснее стало писать литературную кри­тику, точнее, эссе о современниках - по­этах. Серьезный ростовский литературный журнал «Ковчег» этому способствует. Не­давно этот журнал стал доступен читате­лям ЦГБ им. Горького в нашем городе. Кроме всего я занимаюсь вопросами ли­тературной группы «Батайское время».

Шквал поэтических конкурсов, фести­валей в нынешнем году обрушился на неподготовленные головы самодеятельных поэтов: весной отшумела «Ростовская Лира- 2007», проведенная Южным Феде­ральным Университетом и газетой «ДД», пронесся, сметая все на своем пути, вихрь интернет- конкурса «Междуречье» с при­глашенными из Москвы профессиональ­ными литераторами в качестве членов жюри, только что закончился фестиваль поэзии и бардовской песни «Лирафест», руководимый Э.Леончик и ассоциацией «ЛиРА»... Требовалась организованность и готовность к участию группы, опыт вы­ступлений, мобильность в выполнении сроков подачи заявок и т.д. Наша литгруппа прошла все испытания с честью.

Меня не сбивают с курса ни стопка моих лауреатских дипломов (а их больше 10), ни количество сборников - это все по­сев... Посев леса - так можно бросать в почву семена интереса к Слову и надеять­ся, что вырастет лес читателей, ценителей, ревнителей. Ведь за нами, ловцами род­ных слов, к коим я смею себя причислять, - граница, идти уже некуда. Если мы не сбережем Родную Речь - дальше полный распад культуры, прямые признаки кото­рого налицо. Цивилизация переживала не раз сожжение книг на площади, избиение и казнь ученых... Осип Мандельштам од­нажды высказал такую мысль: «Все дру­гие различия и противоположности блед­неют перед разделением нынче людей на друзей и врагов слова». В нашем городе друзья слова есть.

В маленьком Батайске шко­ла №3 имеет кружок журналис­тики (руководитель Вера Садовникова), ЦГБ им. Горького дала приют литгруппе «Батайское время», где может свои произведения показать любой пишущий человек, газета «БВ» почти ежемесячно находит возможность отдавать целую страницу для публикации ба-тайских поэтов. Теперь вот в  городе появился журнал «Мой Батайск», который тоже намерен уделять немалое внимание творчеству горожан. Отрадно, что небез­различным к общелитературному про­цессу оказалась и городская газета «Экс­пресс» - на ее страницах Константин Кизявка прошелся сатирическим пером по литературной общественности города. Пришлось объясняться, доказывать, что поэты в городе есть и предъявлять их рукописи, а также демонстрировать свои книги, оставшиеся в единичных экземп­лярах. Хотя, по его мнению, я не достигла уровня Высоцкого и Евтушенко, но высо­кая планка этих имен меня вдохновляет. Это дает мне силы нещадно работать и обострение чувства ответственности за не­сение поднятого флага...

Меня не пугает, что я одна, на юру, на ветру - человек рождается один, живет один и уходит один. Только самостоятель­ность и ответственность за принятие решений при выполнении задач мо­жет победить массовую профана­цию, рабскую психологию, дать ощуще­ние жизни и - в награду! - подарить ра­дость сотворения.

У меня сейчас счастливая пора: вы­росли порядочными оба сына, я еще могу плакать от счастья, читая чужие строки, я знаю, чего хочу в этой жиз­ни...

Зачем поэзия вообще? Хорошие сти­хи - это ведь исповедь, это молитва тех, кто не дошел до храма, они в притворе, они на пути в храм... И, смею напом­нить, Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть...»

Маленьким собственным достиже­нием в своем служении на ниве слов считаю открытие талантливых поэтов -батайчан: Александры Фоменко, Игоря Шукаева, Николая Чубенко, Алексея Ле­онова, Ильяса, Алины Лазаревой, Гали­ны Цой, Анны Ртищевой, Вячеслава Ко-лодяжного. Хотелось бы их разрознен­ные по газетам стихи собрать и издать книжкой - это достойные стихи. Почти все эти поэты стали дипломантами и ла­уреатами в разных номинациях на раз­личных конкурсах и знают, что только упорный труд над рукописью может принести успех. Это очень интересные люди, а через их харизму возможен ин­терес окружающих к их творчеству, от их творчества возможен мостик к твор­честву другого современника, а дальше - истинный читательский интерес к твор­честву классиков, а может, и к Слову...

Я очень надеюсь на это...

 

 

назад