Каверда, Е.
О чем должен грустить батайчанин [Текст] : Любовь - главное полотно жизни художника от Бога, первого батайчанина - члена Союза художников России Николая Лосевского/ Е. Каверда // Вперед. - 2012.- 28 сен. - С. 26.
О чем должен грустить
батайчанин
Говорят, незаменимых людей нет. Это не так. Есть люди, жизнь которых — как ясная звезда на небосклоне. Погасла, и стало темней. И только память о ней освещает наш путь и вселяет надежду. Таким был художник Николай Лосевской, который оставил нам целое достояние — более шестисот полотен! 13 томов занимает только каталог его работ...
Я не могу не грустить, вспоминая его. В этот материал вошли
ранее не публиковавшиеся фрагменты последнего интервью с художником.
Что оставляешь людям
…Высокий, худощавый с пронзительными глазами, он до последних дней своей жизни сохранил бодрость и ясность ума. Болезнь свалилась на него внезапно, даже не болезнь — слабость. Отказали ноги, Николай Сергеевич передвигался с трудом, не мог больше стоя писать картины, на его мольберте так и осталась недописанной картина «Венский вальс», которую он хотел закончить к Дню Победы 2008 года...
...С 1949 года Николай Сергеевич жил в Батайске. Его маленький скромный домик в самом центре города одновременно являлся и его художественной мастерской. Пока здесь обитал художник, время в этом особняке словно застыло на отметке 50-х годов прошлого века: мебель тех лет, на столе громоздкий радиоприемник, за шкафом старое пианино... В доме — минимум удобств, остальное — «на улице»... Все это — свидетельство того, что хозяина мало интересовал быт, так как он всю свою жизнь без остатка посвятил любимому делу, творчеству. Картины? Они были повсюду. Сложенные веером на полу, висящие на стенах, стоящие на мольбертах... Кажется, что художник только на миг отошел от полотна, чтобы посмотреть на него со стороны и добавить недостающий штрих, важный нюанс...
Живопись - окно в мир
В 1954 году Н. Лосевской окончил Ростовское художественное училище имени Грекова, работал более 20 лет в Ростовском педагогическом институте, тогда имени Н. Крупской, был преподавателем изобразительного искусства и черчения в койсугской школе №4, был инструктором по туризму, занимался геологоразведкой...
Живопись — это окно в мир, считал художник и был уверен, что воспитание детей должно было начинаться именно с живописи. Николай Сергеевич — представитель традиционной русской школы портретной живописи, реалист, к другим направлениям вроде сюрреализма, кубизма или экзистенциализма относился отрицательно, считая, что искусство должно реально отражать жизнь и реально представлять людей, а не уродовать и искажать их образы. С этой же точки зрения он считал антиискусством, наносящим немалый вред сознанию человека, создание восковых фигур.
Любимыми темами его полотен были женские образы батайчанок, пейзажи родных мест и других регионов страны, очень много работ посвящено красоте цветов.
- Надо возрождать соцреализм, — говорил Николай Сергеевич. — Там вся
наша культура будет! Буржуазная культура направлена на то, чтобы уничтожить сознание человека. Бога не боятся!
- А Вы верите в Бога? — спросила я его в одной из бесед.
- Я не могу не верить, так как в моей жизни были такие случаи, когда я ясно осознавал, что меня спас Бог.
Надо учиться у
прошлого
...Не каждому городу так повезло, как Батайску, у которого был свой личный художник, создавший образы героев-горожан. Благодаря этим портретам многие молодые батайчане могут видеть, какими были при жизни Герой Советского Союза летчик Николай Иванович Леонов, полный кавалер орденов Славы Николай Карпович Кальченко, освободитель Батайска от немецко-фашистских захватчиков Андрей Варламович Скляров, выдающийся хирург, бывший военным врачом вплоть до 1945 года, Федор Миронович Орлов
- Николай Сергеевич, Вы так много внимания уделяете в своем творчестве прошлому…
- Надо учиться у прошлого. Ведь это уже пройденный путь, это то, что человек уже сделал и, если что-то сделал не так, у него есть возможность это исправить в будущем. Да и свою историю забывать нельзя, если, конечно, мы претендуем на звание Человек.
- А Ваша первая персональная выставка?
- Она состоялась здесь, в Батайске. К сожалению, до сих пор в Батайске нет картинной галереи. Многие художники, в том числе мои ростовские коллеги, друзья, готовы выставлять свои работы в Батайске, если здесь будет своя галерея. Такой выставочный павильон может стать настоящим центром культуры. В городе, здесь можно будет учить детей красоте, пробуждать чувство прекрасного, открывать детям глаза на духовную жизнь, воспитывать в них интерес к мировой культуре, к творчеству. Я был с этой идеей на приеме у мэра города. Валерий Васильевич Путилин обещал решить этот вопрос.
Военная эпопея
Лосевского
...В конце 1942 года Николай Лосевской оказался в 4-м десантном корпусе, который только формировался. Был он тогда крепким и спортивным парнем, тем не менее, даже для него служба в десантных войсках была сложной. Николай совершил 137 прыжков с парашютом и даже был инструктором парашютного спорта. В составе своего корпуса не раз в тыл из Андреаполиса летал к немцам. Задача стояла непростая: надо было отбить у немцев небольшие участки земли для взлета и посадки наших самолетов. Летали наши тогда на американских ЛИ-2, в которых помещался целый взвод из 25-ти человек. Этот самолет еще называли «Дуглас».
- Летим ночью через линию фронта, вспоминает Лосевской, — болтанка начинается, немцы стреляют из зениток, артиллерия бьет... А мы летим. Нам надо найти коммуникации, через которые враг снабжался продуктами, снарядами, и уничтожить. А заодно и всю их группу. Нам партизаны помогали, иначе было бы туго. Немцы очень боялись партизан и ...уголовников.
- Во многих современных фильмах о войне показывают, что в штрафбатах в спину стреляли...
- Ерунда это все, бред! Я никогда в штрафбатах даже наблюдателей не видел. Ну, попал человек в самоволку, так его что, за это расстрелять? Вот и отправляли в штрафбат. Единственный фильм, который реально отражает войну, — «Они сражались за Родину». О том времени наше поколение, конечно же, знает лучше многих из вас. Я помню смерть Максима Горького, помню, как все юноши моего поколения хотели быть «Валерием Чкаловым». У нас в Батайске были и аэроклубы, и вышки парашютные в каждом парке...
«Возвращение на
Родину»
Николай Сергеевич с войсками ВДВ освобождал Прагу и Будапешт, брал Вену... Закончил войну в Австрии. Оттуда возвращался домой. Одна из картин Лосевского так и называется «Возвращение на Родину»
- Когда наши возвращались на Родину, меня контузило. Была весна, цвели сады, и я все это отразил на полотне: над головами солдат – деревья в цвету, вдалеке виднеется Дунай, а в самом верху картины – Альпы. Я писал ее по песне, в которой есть такие слова… «слова: «...помнит: Вена помнят Альпы и Дунай...». Музыка - она ведь очень близка к живописи.
Город Яссы был перевалочным пунктом на пути дом. Наши солдаты только что пересели на нашу советскую платформу и, в ожидании отправки, играют на гитаре, поют и вот уже состав сдвинулся с места... Вы можете представить наше состояние в такой момент? Мы все плакали... По словам Николая Сергеевича, картина не завершена, на ней пока нет фигуры бегущего к составу солдата с котелком. Эта фигура нужна для того, чтобы показать движение поезда.
Настоящее реалии
Скажите, пожалуйста, лица солдат - это лица peальных бойцов?
- Конечно. Здесь все мои ребята, друзья. У меня есть военные фотографии, так что я писал реальных людей. Вон тот боец с гитарой - Герой Советского Союза Епанчин. Мои работы все с натуры. Они создавались в тех местах, где я бывал, с тех людей, которых я знал.
- Картина «Возвращение на Родину» уже выставлялась?
- Нет, выставлялся только картон. Ведь сначала делается набросок шариковой ручкой на картоне — эскиз сюжета будущей картины, потом она пишется маслом. Вот тот самый картон...
- Неужели это сделано шариковой ручкой?!
- Эта ручка — удивительное изобретение, она открыла новые возможности графики... Ею сделаны все мои пленэрные работы. Пленэр — это творческие командировки по стране. Мне удалось объездить ее почти всю, был даже за Полярным кругом, на озере Рица, в местах боевых сражений Василия Чапаева, на Урале, был в Крыму, был за границей — в Альпах... И отовсюду привозил сюжеты и наброски картин.
Нерадостный
постскриптум
Хочу добавить, что и последняя персональная выставка Лосевского тоже состоялась в родном Батайске, буквально накануне его смерти, перед Днем города 2008 года. Но, увы, мечта Н. Лосевского о батайской картинной галерее не осуществилась, ни при его жизни, ни даже четыре года спустя... Директор городского музея истории Людмила Забурдяева по этому поводу сетует:
- А всего-то для начала и нужно, чтобы нам в пользование отдали подвал под зданием музея. Там мы могли бы проводить сменные выставки, а в главном выставочном зале музея организовали бы постоянно действующую картинную галерею. Николай Сергеевич был прав: многие художники согласны предоставлять нам для показа свои картины. Здесь мы могли бы выставить и все картины самого Лосевского, которые нам удалось заполучить после его смерти. Они и станут основой галереи. А пока мы в состоянии размещать только те полотна, которые соответствуют той или иной теме наших экспозиций.
Л. Забурдяева мечтает также и том, чтобы в доме, где располагалась мастерская Н. Лосевского, был создан дом-музей его имени, в котором бы работала школа народных ремесел, о которой говорил и сам художник.
...Всю жизнь Николай Сергеевич шел к этой цели – привозил отовсюду полудрагоценные камни, самоцветы, тщательно подбирал инструменты, шлифовальные станки, осваивал и создавал технологии обработки камня, резьбы по металлу, по дереву и многих других уже забытых народных промыслов. Болезнь, а затем и смерть помешали этим планам.
Все это богатство после смерти Лосевского куда-то исчезло. Дом художника не раз грабили, в том числе и при жизни. А после смерти в нем случился пожар. В результате дом, зияющий разбитыми окнами, закрыт, вход во двор зашит новым забором — не попасть, и представляет собой жалкое зрелище. Но хочется верить, что в этом доме все же откроется музей имени знаменитого батайчанина, художника Николая Сергеевича Лосевского. Иначе как-то несправедливо будет не выполнить, пусть и устно высказанную волю человека, который любил свой Батайск так горячо, так бескорыстно, так самозабвенно и так ярко — потому - что главным его полотном была Любовь.