Баленко, Г. По путевке комсомола [Текст] / Г. Баленко // Вперед. – 2011. – 25 окт. – С. 6.

 

К 105-летию со дни рождения Виктора Левченко

 

Очень кратко расскажу о том, как паренек из на­шего города стал частью истории советской" авиа­ции и прославил Батайск на всю  страну.

 

Помощник машиниста.

 

Детство и юность известно­го полярного штурмана Викто­ра Левченко прошло в Батайске. По окончании школы второй ступени (родоначальницы лицея №7) Виктор работал помощником машиниста паровозного депо. Здесь же вступил в комсомол, возглавил в Батайске бюро юных пионеров, свободное время проводил в тренировках на футбольном поле. В 1925 году решением общего деповского комсомольского собрания и Северо-Кавказкого крайкома ВЛКСМ Левченко вручили путевку в Ленинградское военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Молодой паренек из нашего города стал морским штурманом. Спустя 4 года -  зачислен  летчиком-наблюдателем в Севастопольскую школу морлетов. Проявив себя на штурманской работе, участвовал во всех арктических перелетах легендарного полярного летчика Героя Советского Союза С.А. Леваневского.

 

Правительственное задание.

 

     В 1936 году Леваневский и Левченко получили правительственное задание ознакомиться с образцами гидросамолетов, производимых, в США, высказать свои соображения относительно закупки их  в  СССР и перегнать один из приобретенных самолетов в Москву. Летчики останов­ли свой выбор на гидросамолете "Уолти - 1 - А". 5 августа 1936 года был дан старт перелета по маршруту Лос-Анджелес - Москва. Напряженная трасса проходила через Аляску, Чукотку и гидроаэродромы Арктики, с которых тогда взлетали и садились самолеты полярной авиаций. Пройдя через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября прибыли в Москву. При этом первопроходцы перекрыли расстояние в 13000 километров.

     За этот исторический полет командир экипажа Леваневский получил орден Трудового Красного Знамени, а штурман Левченко был удостоен высокой награды - ордена Ленина. Газета "Правда" 12 сентября 1936 года в своей передовой статье писала: "... В историю светской авиации входит еще одна победа. В борьбе за освоение воздушного пути Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко вписали великолепную, полную мужества, отваги и мастерства страницу...".

Передовые статьи, снимки и поздравления, с крупно набранными шапками и заголовками, опубликовали газеты "известия", "Красная Звезда" и "Комсомольская  правда". Не в стороне осталась и наша газета "Вперед", опубликовав на своих страницах заметку, В ней молодые железнодорожники писали: "...Мы преисполнены гордостью от того, что наша комсомольская организация воспитала такого мужественного, готового на любые подвиги штурмана советской авиации...".

 

Грустная весть. 

 

А через год пришло печальное сообщение: 13 августа 1937 года в составе экипажа самолета "Н - 2 Леваневский и Левченко пропали без вести во время перелета Москва - Северный полюс - Фэрбенкс (США). Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолет так и не был найден. По одной из наиболее аргументированных версий, катастрофа произошла недалеко от берегов Аляски.

     С тех пор прошло уже более 70 лет, но нет забвению подвига первых! Подвига тех, кто покорял суровую Арктику, заставил ее служить людям. Тех, кто сокращал расстояния между странами, внося свой вклад в великое дело сближение народов. Их имена воплотились в пароходы, строчки и другие долгие дела. Имя Виктора Левченко носит Западный мыс острова  Сальме (Земля Франца Иосифа), улица и железнодорожная школа (ныне гимназия №7) города Батайска.

     P.S. В январе 1974 года, находясь в Ленинграде, я побывал на набережной реки Карповка в доме  №3-1, где проживала жена Виктора Левченко. Взяв у нее интервью  для газеты, я сфотографировал Екатерину Федотовну и увез (с ее разрешения) старую фотографию, подаренную ей в 1938 году товарищами Левченко - делегатами батайской районной конференции ВЛКСМ.

назад