Макарова, Ю. Железное сердце [Текст]: [о батайском железнодорожнике С. Корниенко]  / Ю. Макарова // Вперед. – 2011. – 23 дек. – С. 26.

 

Семен Корниенко прошел путь от сапожника до замначальника локомотивного депо.

 

     Семен Корниенко родился 3 августа 1928 года в городе Бутурлиновка Воронежской области в семье рабочего. Отец Семена Ивановича отправился на заработки в Батайск. А со временем к отцу переехала и жена с детьми. Жить в те времена было всем трудно. Семья жила в Батайске у старшей сестры отца во дворе, в маленьком сарайчике размером примерно 3x3 метра. ...В 1935 году Семен Иванович поступил учиться в первый класс школы №11. Учеба давалась легко, хотя из-за бедности семьи у мальчика никогда не было своих учебников.

     С начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, отца Семена Ивановича неоднократно вызывали в военкомат для призыва в армию, но каждый раз военком отпускал отца «до особого», так как у него было четверо маленьких детей, и жена была беременна пятым.

     Война все приближалась к Батайску, и в марте 1942 года отца отправили на фронт, откуда он, как и его старший брат Михаил, не вернулись.

     - Уходя на фронт, отец дал мне наказ: «Береги детей». Было мне в ту пору тринадцать с половиной лет, - вспоминает Семен Иванович.

      - В семье были мать и пятеро детей, включая меня; но не было никаких средств к существованию: ни денег, ни продуктов питания, ни каких-то ценных вещей для продажи или обмена на продукты. Моя матъ на старой швейной машинке «Зингер» стала перешивать и шить из старья, из покупаемых тканей и продавать на рынке предметы детской и женской одежды. Она же помогла освоить отцовскую специальность по ремонту и изготовлению ботинок, тапочек, по подшиву валенок. Сидела рядом со мной, когда я работал ночами, подсказывая, что и как делать. В течение 2-3 недель мы все заготавливали, а потом она с женщинами; соседками уезжала в села и деревни Краснодарского края, потом и на Украину. В деревнях меняла вещи на продукты - кукурузу, пшеницу, пшено, муку, семечки подсолнечника, картошку, сало. Иногда мамы не было дома по 2-3 недели, а один раз даже целый месяц. Мы беспокоились за нее, продолжали заготавливать материалы для ее следующей поездки. Помогал мне брат Николай, а к концу войны и младшая сестра Валя.

     После освобождения Батайска, в 1944 году, Семен Иванович окончил седьмой класс школы №7 и был принят в комсомол; Вместе с другими комсомольцами убирал обломки

разбитых бомбежками зданий, расчищал от снега железнодорожные пути для пропуска поездов. В марте 1947 года его направили на работу в паровозное депо, где в это время не хватало рабочих. Там он работал кочегаром паровоза, помощником машиниста паровоза до призыва в Советскую армию в сентябре 1948-го.

     Службу Семен Корниенко проходил в железнодорожных войсках. Строили вторые железнодорожные пути в Донбассе. После этого в декабре 1948 года батальон был переброшен на строительство железной дороги Кизел - Пермь.

     В 1950 году Семена направили на учебу в военное училище в Ярославль. Будучи курсантом, он женился на студентке Ярославского пединтститута Галине Потехиной. После окончания военно-железнодорожного училища Семена Ивановича направили служить командиром взвода сначала в Карелию, а затем, вместе с отдельной ротой эксплуатации, в Эстонию на строительство железной дорога на острове Саарема. Здесь же, в Эстонии, он получил аттестат о среднем образовании, окончив местную русскую вечернюю школу.

     В феврале 1959 года в звании старшего лейтенанта он был уволен в запас и приехал с семьей в Батайск. В Батайске Семен Иванович работал помощником Машиниста паровоза, экстерном сдал экзамен на право управления паровозом, а потом работал машинистом паровоза. В это время начинался переход с паровозной на тепловозную и электровозную тягу поездов. Начальник локомотивного депо поручил Семену Ивановичу организовать курсы помощников машинистов на электровоз. После этих курсов многие рабочие, которые более десяти лет работали кочегарами, получили достойную профессию помощника машиниста и, мы думаем, были очень благодарны Семену Ивановичу.

     В августе 1963 года Семен Иванович был избран секретарем парткома локомотивного депо. И здесь тоже в своей работе Семен Иванович проявил заботу о людях. Прекрасно понимая, что для дальнейшей работы и продвижения по службе просто необходимо высшее образование, он уговорил более двадцати рабочих локомотивного депо поступать в РИИЖТ. Сам же и не думал, считая себя в 36 лет слишком старым для поступления в вуз. Однако, поддавшись уговорам товарищей, поступил на вечернее отделение РИИЖТа. В 1972 году окончил его с отличием.

     - Мой старший сын как раз в 1972 году поступил в Московский физико - технический институт, - смеется Семен Иванович. - И сын уже студент, и я… Так что можно сказать – я всю жизнь учился!

     - После окончания РИИЖТа Семен Иванович был назначен на должность заместителя начальника депо по эксплуатации. Проработал в этой должности он шесть лет.

      - Когда работали над переходом на электротягу, то планировали депо из 20-25 электровозов. Начальником депо назначили Николая Мыльникова, который поставил задачу сделать в Батайске мощный парк электровозов, в которые будут входить от 80 до 100 машин... Все мелкие депо планировалось закрыть.

     В Батайске стали обкатывать все новые серии электровозов. Выдавали мы в сутки окало 100 штук. Возили грузна Иловайск и Лихую. За год перевозили до 35 млн. т/км груза! Это примерно весь объем перевозок Франции или два объема перевозок Болгарии или Чехословакии, - с гордостью говорит Семен Иванович!

     И вот уже 15 лет Семён Иванович находится на заслуженном отдыхе. За время службы в Советской армии и работы на железной дороге Семен Иванович был награжден множеством медалей, ведомственными знаками отличия МПС и ЦК профсоюзов и почетными грамотами вышестоящих органов.

назад