Вежливцева, Е. Памятник стал прилавком [Текст]: [о памятнике батайским железнодорожникам ] / Евгения Вежливцева // Батайское время. – 2005. – 9 нояб.

 

Символичный памятник города - паровоз – стараются всячески использовать не по назначению. Коммерсанты считают его выгодным местом для торговли, водители - парковкой для своих машин

Приезжая на батайский вокзал, первое, что замечаешь, - паровоз, установленный памяти железнодорожников. Иногородние фотографируются около чудо-техники, батайчане гордятся мемориалом, железнодорожники всех поколений, глядя на паровоз, вспоминают своих предшественников.

Немного из истории

Установка памятника-паровоза происходила в день железнодорожника, в 1987 году, в честь 150-летия российских железнодорожных магистралей. Памятник предложил установить совет ветеранов батайского узла. Средства, в свою очередь, были выделены из городского бюджета.

Долгим был путь паровоза на пьедестал. Он прошел десятки тысяч километров, был отремонтирован, на тендере укрепили мемориальную доску с надписью: «В память о революционных, боевых и трудовых подвигах батайских железнодорожников». Это было незабываемым событием: торжественный митинг, духовой оркестр, концерт фольклорного ансамбля... Красную ленточку перерезали почетные железнодорожники и граждане Батайска, Герои Соцтруда и Советского Союза Петр Алексеевич Руденко и Виктор Александрович Богданенко.

Для его установки через площадь специально прокладывали импровизированные железнодорожные пути! Установка паровоза сама по себе стала большим событием, собравшим десятки наблюдателей! С этого дня памятник стал визитной карточкой города.

Перчатки с «паровоза»...

Что же происходит теперь?

К памятнику трудно пробраться.

С одной стороны - стоянка для машин; с другой - автобусная остановка; с третей - памятник закрыт торговыми киосками. В выходные дни здесь размещают «раскладушки» с хозяйственными товарами. Прищепки, рези новые перчатки и прочая хозяйственная мелочевка продается фактически у мемориальной доски. Колеса используются как полки - завалены коробками с товаром. Что же будет дальше? - Неужели нас, железнодорожников, так не уважают? Сколько памятников в городе, никто не додумался поставить киоски возле них.

В октябре 2005 года станции Батайск исполнилось 130 лет. Никому не известно, стал бы Батайск городом без железнодорожного узла? Я не могу смотреть на наглое «осквернение» памяти железнодорожникам, - со скорбью на лице рассказала Александра Никитична Синякина, пенсионерка, бывшая железнодорожница. Именно она подсказала нам тему этого материала.

И действительно, все монументы города сохраняются в надлежащем виде, их помнят и почитают, они радуют своей красотой жителей Батайска. Так давайте не потеряем еще один красивейший и оригинальный памятник нашего города!

 

За комментарием мы обратились в администрацию города, к первому заместителю главы Батайска Александру Ивановичу Логвинову:

- Действительно, батайчане правы - установку торговых павильонов в этом месте необходимо упорядочить.

С одной стороны, главный памятник и символ города попал в такую ситуацию по объективным обстоятельствам: со времени его установки центр разросся, и, по сути, паровоз стал центром торговой зоны. И в данном случае достичь идеального порядка здесь сложно - при наличии автобусных остановок, строительства новых павильонов.

С другой стороны, о переносе памятника не может быть и речи, это будет сложно сделать и по техническим причинам. При дальнейшей реконструкции центра мы будем рассматривать этот вопрос, и, безусловно, здесь будет наведен порядок.

 

назад