Калашникова, Полина. Второй лишь "МИГ" застыл на постаменте [Текст] / Калашникова, Полина// Вперед. - 2015.- 6 май. - С. 12. - В этом году 30 лет, как в Авиагородке возведен памятный монумент в честь подвигов в годы войны летчиков-выпускников Батайского авиационного училища им. Серова.

 

Второй лишь МИГ застыл на постаменте

В этом году 30 лет, как в Авиагородке возведен памятный монумент в честь подвигов в годы войны летчиков-выпускников Батайского авиационного училища им. Серова.

 

     В 1985 году руководство воинской части, базирующейся в Авиагородке, обратилось к директору завода "Резметкон" Николаю Непокрытых за помощью в создании монумента. Бывший фронтовик сразу откликнулся и выделил все необходимые материалы, а также отобрал пятерых лучших сварщиков: Юрия Миронова, Константина Левковича, Николая Трубникова, Александра Гвозденко и Ивана Емашова.

     Историю создания рассказывает участник тех событий, Константин Левкович:

     - Приступили мы к выполнению задания в феврале, а закончили к ленинскому субботнику, числа 19-20 апреля. Работы было много. Чертежи нам выдали. Задача была сварить постамент, на который водрузят самолёт. Всё рассчитывали очень точно - строили на века. Закрепили за нами майора Петра Шипулю. Он нам всячески помогал, даже на довольствие в часть поставил. Все с ребятами сделали качественно, аккуратно и в срок.

     Когда основание монумента было почти готово, рабочие начали котлован копать. На дворе весна, в яме вода стояла. Авиаторы специальные машины пригнали, которыми отогревали ото льда взлетные полосы, и начали воду выпаривать этими реактивными двигателями. По всей округе гул стоял!

     Стелу сделали, закрепили на двух крюках привезённый военными самолет. Пора было поднимать конструкцию. Решил эту работу за субботу выполнить вертолетчик, подполковник запаса. А работа-то тяжелая! Здесь специальными знаниями надо обладать: правильно рассчитать, закрепить. Да ещё и отрегулировать работу двух крановщиков. Что он туда полез, я не знаю. Может перед начальством выслужиться захотел?! Да только эта инициатива чуть трагедией не закончилась.

     Закрепил он самолет неправильно, не за те крепления. Встал под ним и начал командовать.

     То ли одного из крановщиков ему видно не было, то ли ангел-хранитель его в сторону отвел, но, сделав шаг вправо, спас себе жизнь.

    Неверно отданная команда привела к тому, что один кран дёрнул ввысь, а второй остался на месте. Крюк обломился, и вся тяжесть самолёта легла на оставшийся. Ну, и он не выдержал. Хорошо, что подняли невысоко. Но и этого хватило, чтобы при ударе крепления насквозь самолёт проткнули, а постамент погнулся в нескольких местах.

     Пробовали вытянуть вмятину - бесполезно, пришлось вырезать кусок и новый, как заплатку, поставить. Но сделали это так качественно, что никто и не заметил. Руководство части быстро нашло новый самолет. На сей раз МИГ-21, а первый был то ли МИГ-15, то ли ещё какой, но точно не 21. Наученные горьким опытом, мы и крепления заменили, теперь фюзеляж самолёта лежал, как будто в люльке.

     Времени и самолётов на вторую ошибку не было. Для установки пригласили специалиста "Южтех- монтажа" из Ростова-на-Дону. Мастер сработал, как надо. Переговорив сначала с одним, затем с другим крановщиком, он без единого слова, а только с помощью движений рук за 7-8 минут вывел монумент в окончательное положение.

     И снова закипела работа сварщиков! Нуж! снаружи и внутри обварить конструкцию, специалиста с авиазавода одновременно выг эту работу. После того, как внутри стелы всё с дыру закрыли листом, на котором появилась ная надпись.

К слову, номер на борту "МИГа" изменили честь годовщины Победы, а сначала он был 91.