Колесникова, Л. Научились держать
молоток [Текст]: [обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья в открытой школе №
- В 2009-2010 учебном году в МОУ ОСОШ №1 одним из направлений деятельности стало обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, -говорилось в письме. – Наши дети получили возможность обучаться в родном городе.
Чтобы узнать, правится ли ребятам учиться в новых условиях, мы побывали в открытой школе. В сентябре 2009 года на базе МОУ ОСОШ №1 возникли коррекционные группы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. До того момента родителям приходилось возить своих детей в ростовские специализированные образовательные учреждения или в обычные школы, без специальных образовательных услуг. В Батайске 98 детей с ограниченными возможностями, в МОУ ОСОШ №1 их на сегодняшний день занимается 30.
- Идея создания заведения для обучения детей-инвалидов высказывалась в городе давно, - рассказывает Галина ПОЛЯКОВА, директор МОУ ОСОШ №1. – И когда отдел образования предложил нам этот проект, мы сразу согласились. Огромное спасибо хочется сказать нашему мэру Валерию ПУТИЛИНУ за выделенные средства. У нас индивидуальный подход — на основе федеральной программы мы разрабатываем отдельную программу для каждого ученика. Ведь заболевания у всех разные и возможности тоже. Есть логопед и два психолога, а все преподаватели прошли специальные курсы подготовки. Впрочем, лучше увидеть все своими глазами.
Моим экскурсоводом стала Екатерина СЕМЕНКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
- Для ребят с ограниченными возможностями здоровья у нас оборудованы два отдельных кабинета, отдельный вход, - объясняет мой проводник. - В этой комнате, например, дети проводят большую часть времени.
Здесь можно и пообедать, и отдохнуть, и посмотреть мультфильмы, и поиграть.
Помещение просторное, с уютным диваном, большим телевизором. На пороге нас встречают воспитатели групп Зоя ГРАНКИНА, Ирина ВИКТОРОВА и Татьяна САВРАНСКАЯ. Далее по коридору следуют кабинеты трудового обучения — отдельно для мальчиков и для девочек. Класс для юных барышень оборудован швейными машинками, здесь девочки учатся шить, вышивать, мастерить разные поделки.
- Знаете, когда мои ученицы пришли на урок впервые, они даже не умели ножниц в руках держать, - рассказывает преподаватель трудового обучения Татьяна ЛАЙШЕВА. - А сейчас они прекрасно вырезают, научились вышивать и строчить на машинке. Наши работы мы даже отправляли на выставки, как городские, так и областные.
Мальчикам на уроках труда показывают, как работать по металлу и дереву - ребята учатся, как правильно держать молоток, забивать гвозди, мастерят из дерева игрушечные машинки, выжигают картины. Я была поражена аккуратными работами тех, кто недавно с трудом мог застегнуть пуговицы.
- Знаете, таких деток обучать даже легче, чем обычных, - делится преподаватель по трудовому обучению Валентина БАГ-ЛАЕ! IKO. - Они действительно хотят учиться, им интересно.
Следующим пунктом нашей экскурсии является кабинет обслуживающего труда. Здесь ребята пробуют силы в кулинарии: готовят салаты, супы или плов и угощают своих родителей и преподавателей.
Очень гордятся сотрудники школы своей библиотекой — в начале года были закуплены специальные учебники, но всем предметам для детей с ограниченными возможностями. Эти учебники намного дороже обычных, и у родителей просто не хватило бы средств их приобрести. Открытая школа предоставляет учебники совершенно бесплатно, впрочем, и все образование не стоит ни копейки.
Мне продемонстрировали и выложенную плиткой площадку внутреннего двора — здесь ребята гуляют па переменах. В планах закончить оборудование спортивной площадки. А в завершение экскурсии за большим столом, накрытым к чаю, я приняла участие в оживленной беседе родителей, учителей и детей.
- Знаете, ведь такое мирное чаепитие - тоже большое достижение, - говорит мама одного из детей Галина СКРЫННИК. - Когда мы только привели сюда ребят, они и минуты не могли спокойно усидеть — вскакивали, кричали, разливали чай. А сейчас все очень изменилось. Я благодарна этой школе — за год у моей дочки заметен огромный прогресс, она научилась связно разговаривать, не боится отвечать у доски.
Тепло отзываются о проекте и другие родители: их дети общаются, развиваются под надежным присмотром, а родители могут устроиться на работу. Не хватает только школьного автобуса — самим ездить на общественном транспорте небезопасно. Возможно, в будущем и этот вопрос будет решен.