Школа № 9 – школа родной культуры [Текст]: в чем уникальность программы развития образовательного учреждения МОУ СОШ №9?// Мой Батайск. – 2007. – Нояб.-дек. – С. 15-16.

 

"Школа родной культуры» - учреждение, имеющее специфические особенности, связанные с выбранным приоритетным направлением — ориентация на традиции казачьей культуры и особенности культуры Донского края.

Содержание образования в нашей школе расширяется за счет таких предметов, как литература Дона, литература казачьего зарубежья, история казачества, проблемы современного казачества, обществознание, право, экономика, экология, риторика, информатика, интеллектика, ОБЖ и физическая культура.

Вопрос о межнациональных и межэтнических отношениях превратился в сегодняшней России в одну из самых острых и болезненных проблем. К сожалению, мы должны признать, что в системе образования нет такой оптимальной модели, которая бы удерживала и родную культуру, и этническую, и конфессиональную, и мировые общекультурные ценности.

Попытки создания такой модели становятся объектами жесточайшей критики, обвинений в шовинизме, либо политиканской поддержке и манипуляции в корыстных целях.

Авторская концепция «школы родной культуры» уникальна тем, что является в решении вышеуказанной проблемы счастливым исключением. Заявив себя на первом этапе своего инновационного обновления как «казачья школа», педколлектив пошел дальше и в качестве несущей конструкции своей школы, системы образования и воспитания определил политкультурность. Основой политкультурности, как известно, является диалог своей родной культуры с максимально большим кругом иных традиций — ближних и дальних, локальных и мировых. Мы исходим из идеи, что именно от глубины проникновения в родную (народную, казачью) культуру и освоения ее смыслов и значений зависят глубина, качество и осмысленность понимания иных культур, поскольку именно богатство родной культуры становится средством постижения культуры иной.

Оригинальность образовательной программы МОУ СОШ №9 города Батайска состоит также в том, что реальная инновационная тактика дополняется чрезвычайно актуальными политическими обстоятельствами, делающими заявленную идею «политкультурности» социально значимой и важно не только в локальном масштабе отдельного образовательного учреждения, но и в широком национально-региональном контексте.

Достаточно вспомнить призывы Президента России к консолидации народов, проживающих в нашем общем Отечестве, трагические события в Кондопоге, Сальске и других городах, принятие национальных программ патриотического воспитания и формирование толерантности у подрастающего поколения.

Заявленная авторская концепция «школа родной культуры» особенно актуальна с учетом исторических и социокультурных условий, сложившихся в Батайске — месте компактного длительного проживания и взаимодействия русского (казачьего), армянского, корейского и другого населения. Здесь накоплен в предыдущие годы заметный, позитивный опыт диалога этнокультур в деле формирования принципов межнационального согласия, уважения к традициям и духовным ценностям всех народов, проживающих в краю Тихого Дона. Оригинальность и нестандартность педагогических решений состоит в широком применении «педагогики праздников», которая лежит в основе модели «школы родной культуры», дает содержательное направление всем инновационным перспективам. И это выглядит как вызов тяжелой нравственной атмосфере эпохи перемен, неустоявшимся ориентирам и зыбким еще массовым ценностям.

Главным принципом построения уклада ШРК выступает идея народного календаря годового круга православных и народных праздников. Самым парадоксальным образом оказалось, что годовой круг праздников не оставляет места для праздности и не только не отрицает труда детей и взрослых - серьезного, напряженного, вдумчивого, зачастую тяжелого, постоянного, а только при его условии и возможен.

Оригинальность нашей авторской концепции состоит в попытке найти в содержании воспитания учащихся, в том числе гражданском и патриотическом воспитании, общий ориентир, который бы удовлетворял потребностям и запросам семьи, государства, церкви, общества.

В нашей концепции мы исходим из позиции, что такой общий ориентир школе, учебно-воспитательному процессу задает только национальный (народный) культурно-образовательный и воспитательный идеал.

Еще недавно значительная часть педагогов, демонстрируя ориентацию на «новое педагогическое мышление», связывала поиск современных, культурно-образовательных ориентиров и воспитательных идеалов только с общечеловеческими ценностями, с западно-европейскими и американскими образцами поведения. К счастью, для отечественной школы и национальной культуры в настоящее время все более наглядно и осязаемо выкристаллизовывается понимание, что единого мирового национального идеала в образовании и воспитании нет и не может быть: «Вклад каждого народа в общечеловеческую копилку осуществляется только через его национальное...» (И.А. Ильин). Любые общечеловеческие ценности всегда «одеты» в национальные одежды, живут жизнью своего народа.

Мы пришли к заключению, что русский культурно-образовательный идеал должен включать в себя следующие составные элементы:

личностные — субъективные;

национально-региональные — народные;

общечеловеческие — наднациональные.

С учетом данной структуры русского (казачьегоультурно-образовательного цикла к главным устоям «школы родной культуры» следует отнести:

- преподавание родиноведения (русской истории, русского языка, отечественной

литературы, географии);

—сообщение сведений учащимся окоренных чертах гражданско-правового и этнического уклада русской жизни;

—христианский идеал должного и нравственного, облеченный в плоть и кровь национальных свойств; внедрение в сознание общественной нравственности;

—укрепление чувства законности и уважения к личности;

—пробуждение интереса к научному исследованию и стремление руководствоваться в жизни научными данными;

—приучение к труду;

—общественный почин и энергичная общественная деятельность в делах образования;

—общая русская обстановка школ в бытовом, эстетическом и всех других отношениях — и многое другое.

Проектирование системы патриотического воспитания невозможно без понимания системы ценностей, которые в качестве основных идей должны пронизывать все содержание образовательно-воспитательного процесса, определять наш культурно-образовательный идеал.

К основным национальным ценностям русского народа и донского казачества, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения, могут быть отнесены:

самоценность жизни и человеческой личности;

—русский язык и народный фольклор;

—многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов;

—величие и богатство русской земли, многонационального государства, его территория и природные сокровища;

—семья, хранящая духовную культуру родного народа;

—историческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие;

—святость и доблесть защитников Родины, милосердие и жертвенность русских великомучеников, подвижников и народных героев;

—духовная сила свободного труда;

—комплекс черт и качеств русского национального характера.

Среди них назовем только некоторые: любовь к Отечеству, готовность к его защите, чувство товарищества, единение, уважение к старшим, почитание могил, мужество, помощь слабым, обостренное чувство правды, справедливости и истины, открытость и простодушие, отсутствие хитрости, терпение, прощение врагов, чувство долга, гостеприимство, совестливость, отсутствие слепого поклонения «золотому тельцу» - и другие черты.

Применительно к кадетскому образованию важными условиями,  способными

обеспечить модернизацию казачьего образования и формирование у воспитанников вышеуказанных качеств, являются: - меры по укреплению и сохранению здоровья, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования, повышения удельного веса занятий       физической культурой и качества этих занятий, организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшение качества питания в кадетском образовательном учреждении;

—повышение качества образовательного процесса на основе использования современных образовательных технологий, включения школь! в современные информационные сети;

—взаимосвязь кадетского образовательного учреждения с рынками труда, работодателями и деловыми кругами, с предприятиями и организациями различных форм собственности;

—организация психолого-диагностической и социально-педагогической службы с цепью разработки и реализации программ индивидуальной и групповой образовательно-воспитательной работы.

 

Из досье журнала «Мой Батайск»:

Участие школы №9 в национальном проекте «Образование» увенчалось успехом.

Получен грант в сумме 1 миллион рублей.

Из этих средств на реализацию программы «Школы родной культуры» приобретены:

- интерактивная доска

- мобильный компьютерный класс

- цифровая лингафонная лаборатория.

Педагоги школы пройдут:

- курсовую переподготовку в рамках использования современных технологий.

В настоящее время школа №9 представила документы для участия в конкурсе на звание «Лучшая школа России».

назад