Иванова, Т. Военная
биография 9 школы [Текст] : летопись образования города Батайска / Т. Иванова
// Вперед. - 2015.- 27 мая. - С. 30.
ДАЖЕ
СТЕНЫ СОПРОТИВЛЯЛИСЬ ФАШИСТАМ
Это
здание тоже имеет свою боевую историю. В самом начале войны в нем расположился
военный полевой госпиталь, классные комнаты превратились в больничные палаты, а
старшеклассницы стали санитарками. Когда город был оккупирован, фашисты
облюбовали нашу школу под свой штаб, в некоторых классах на первом этаже
устроили конюшню для лошадей. Но школа мстила врагам за такой вандализм. Один
из батайчан, Иван Темников, живущий по соседству, вспоминает: "Во время
войны мы были мальчишками, а мальчишки, как известно, народ любопытный. И хоть
мамы и бабушки старались прятать нас в подвалы и удерживать дома, мы все равно
ухитрялись убежать и посмотреть, что творится в городе. В один из таких дней
пробрались к нашей школе и заглянули в окна. Там фрицы решили расширить площадь
здания и под одну из стен закладывали взрывчатку. Вдруг взорванная стена не
рухнула сразу, а как живая пошла на врагов. Они не успели отскочить, и были
погребены под обломками".
ПОМОЩЬ ФРОНТУ
После
освобождения города Батайска в феврале 1943 года школа "приступила к
своему освобождению" от фашистского варварства. Молоденькие учительницы
Клавдия Мирошниченко, Мария Абрамова, Антонина Калита, Ольга Иванюк, Клавдия
Харченко, Вера Костенко вместе с учениками вставляли и мыли окна, убирали
мусор, красили пол и белили стены, заделывали дыры в стенах. К первому сентября
школа была готова принять своих учеников.
Но
война еще продолжалась; и школа, как могла, помогала фронту. Дети вязали носки
и варежки, собирали теплые вещи и отправляли на фронт посылки и письма. Весной
выезжали в колхозы сажать картошку, садились за рычаги оставшихся тракторов, а,
порой, на коровах и лошадях пахали поля.
До 1977
года проработала в нашей школе Антонина Ивановна Калита, отличник народного
образования, заслуженный учитель школ РСФСР. Тоня встретила войну с годовалым
ребенком на руках. Муж ушел на фронт, занятия в школе прекратились. Неожиданно
домой тяжело раненный вернулся ее муж. Немцев в городе не было, но оставались
полицаи. Приходилось тщательно скрывать раненого советского бойца. Однажды
утром, когда все еще спали, в дом ворвались враги. Сказали, что мужа срочно
требуют в комендатуру. Антонина пыталась объяснить, что муж тяжело болен, но ее
не слушали. Больше она не увидела своего мужа - коммуниста, офицера Советской
армии.
УЧИТЕЛЯ-ГЕРОИ
К 1950
году школа была уже полностью восстановлена и укомплектована педкадрами. А
кадры - это вернувшиеся с фронта бойцы: Алексей Георгиевич Мельников, Сергей
Нестеро вич Мельников, Иван Илларионович Серебрянский, Владимир Дмитриевич
Синицын, Дмитрий Назарович Кононенко, Нина Филипповна Гурьянова, Виктор
Андреевич Мирошников, Евгений Николаевич Бабкин, Лев Иванович Голубков и Мария
Васильевна Заикина. Многие выпускники тех лет помнят их уроки истории,
математики, литературы, немецкого языка, химии, физики, физической культуры,
черчения, но более всего - уроки мужества. Это они заложили основу
военно-патриотического воспитания в нашей школе. Целый батальон героев Великой
Отечественной обучал и воспитывал детей школы.
ДВАЖДЫ
ОБМОРАЖИВАЛ НОГИ
Во
главе - директор Алексей Георгиевич Мельников, капитан запаса. Награжден Орденом Красной Звезды, медалью .за
победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941- 1945гг.". В 1937
году призван на срочную службу в Черноморский флот, город Одесса. В 1943 году
отстаивал Ленинград, освобождал Прибалтику, дошел до Кёнигсберга. Дважды
обмораживал ноги, лечился в госпитале и снова отправлялся на фронт.
В СТРОЮ ДО
ПОБЕДЫ НАД ЯПОНИЕЙ
Дмитрий
Назарович Кононенко призван в армию в 1938 году и войну встретил уже опытным
воином, окончив военно-артиллерийское зенитное училище. Воевал под Москвой. О
Победе узнал в поезде по пути на Дальний Восток. Война не закончилась для него
9 мая. До победы над Японией он служил помощником начальника штаба артдивизии в
особой Дальневосточной армии ПВО.
В БОЙ ПОД
ПЕСНЮ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Владимир
Дмитриевич Синицын вел в школе уроки физической культуры и большую поисковую
работу. В школьном музее хранится воспоминание Владимира Дмитриевича Синицына о
дне его рождения 22 марта 1945 года: "К этому времени я уже стал
командиром роты противотанковых ружей. Бои шли на территории Польши. Фашисты
засели в портовом городе Гдыня и оказывали жесткое сопротивление. Наши самолеты
разбрасывали листовки с приказом маршала Рокоссовского сдаться без боя. Но в
назначенный час белый флаг фашистами не был выброшен. Сигналом к бою была песня
"Священная война". На сопках, которые окружали Гдыню, включили на
полную мощность свои динамики агитмашины. Штурм начался. В 21 час пришло
сообщение из Ставки: "Москва салютовала победе в Гдыне".
МЕДАЛЬ «ЗА ОТВАГУ»
Виктор
Андреевич Мирошников, знаменитый учитель немецкого языка: если ученик в школе
имел у Виктора Адреевича "4" или даже "3", то в вузе он по
этому предмету получал "5".
"Из-за
близорукости в строевые части не попал, был прикомандирован к танковому
батальону минером-сапером, - вспоминал он. Особенно запомнилось одно задание,
за которое получил медаль "За отвагу". Это было летом. Нужно было
обеспечить переход наших танков через мост, который был заминирован фашистами.
Под пулями разминировали мост. И колонна танков пошла. Один танк наехал на
мину, но не взорвался. Разминировать послали меня. Зацепил крючком. Танк
взорвался, и меня отбросило метров на 20. Был контужен. Попал в госпиталь, а
потом снова на фронт. Дошел до Восточной Пруссии. Был дан приказ
передислоцироваться, но Германия объявила о полной капитуляции".
ПЕРЕХОДЯЩАЯ
СОПКА
Сергей
Нестерович Мельников, завуч школы, учитель литературы. Сначала была
действительная служба на Западной границе, потом война с белофиннами, освобождение
Бессарабии, разгром империалистической Японии. Был трижды ранен и контужен,
дважды заживо похоронен. От рядового солдат; вырос до офицера, за храбростс и
мужество 18 раз был награж ден орденами и медалями CCCР
и других государств. Получи 13 благодарностей
Верховного Главнокомандующего. Особенно запомнились Сергею Нестеровичу
ожесточенные бои на Кубани. Чувствуя свою обреченность, немцы цеплялись за
каждый клочок земли. Они построили линию обороны от Темрюка до Новороссийска и назвали ее "голубая линия".
У наших
воинов была задача - прорвать её. Это было в районе Крымской летом 1943 года
Дивизия, в которой служил Сергей Нестерович, занимала позицию на сопке. Эт было
очень удобное место дл наблюдения за противником. Но оно нравилось и гитлеровцам.
Восемь раз переходила эт сопка из рук в руки в течение 5 месяцев. На ней, в
буквальном смысле слова, не было живого места: все было усеяно трупами. Когда
товарищи пытались похоронить погибшего, то штык лопаты снова натыкался на труп.
Здесь погибло 89 ООО человек В этих боях Сергей Нестерович был дважды ранен, но
не ушел с переднего края обороны. С повязкой на голове, с бурыми пятнами крови
на ней он бился вместе со своими товарищами, выдерживая по несколько танковых
атак в день, налеты стай фашистских стервятников в количестве 200-250 штук за
один раз.
Эти
военные истории непосредственных участников Великой Отечественной, судьбы
учителей - ветеранов воспитали и продолжают воспитывать не одно поколение
учащихся 9 школы. В этом году мы встретили Победную весну уже в 70-й раз. Но
сколько бы ни прошло десятилетий, значение подвига нашего народа в Великой
Отечественной войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен никогда не
померкнет.