На крыльях подвига [Текст]: 14 февраля исполняется 60 лет училищу им А.К. Серова // Вперед. – 1999. – 13 нояб.

 

Сеть летных училищ и школ еще в Советском Союзе начала создаваться в начале 30-х годов. Именно, тогда в стране зарождался воздушный флот, и возникла необходимость в подготовке квалифицированных кадров - инженеров, конструкторов, летчиков.

В нашем же городе была создана одна из крупнейших школ гражданской авиации по подготовке летных кадров сельскохозяйственной авиации, позднее получившая название Батайской Первой Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ имени П.И. Баранова. Эта школа впоследствии стала базой для создания военной авиационной школы, а затем и Училища летчиков-истребите­лей имени А. К. Серова,

...Осенью 1939 года из Читы в Батайек была перебазирована созданная ранее авиационная школа летчиков. На тот момент в школе уже учились будущие Герои Советского Союза А. Маресьев, П. Шавурин, Н. Тотмин, П. Харитонов, А. Кожевников и другие. И у них уже были боевые вылеты - во время провокации в районе реки Хал-хин-Гол авиаторы прикрывали район Читы от нападения врага с воздуха, принимали и эвакуировали раненых в госпитали, обслуживали горюче-смазочные ми материалами прилетающие из района боевых действий самолеты.

Начав выполнение летной программы в Чите, курсанты завершили ее в Батайске. Школа разместилась на базе бывшей Краснознаменной авиационной школы летчиков им. Баранова, из, числа курсантов была сформирована сначала одна, а затем и вторая учебные эскадрильи.

А в небе уже сгущались тучи второй мировой войны. В школе шли интенсивные полеты, летный состав вырос до восьми эскадрилий, дислоцировавшихся в Батайске, Азове, Зернограде, Кулешовке и Таганроге. Курсанты школы летали на самолетах УТ-2, И-16, И-5 и их общее число возросло до 300 единиц. Первый выпуск летчиков состоялся в июнe 1940 года в количестве 542 человек.

В первые же годы войны в училище были организованы курсы по подготовке комиссаров авиационных эскадрилий. В это же время в школу поступают новые скоростные истребители ЛаГГ-3, а срок обучения курсантов сокращается до шести месяцев.

Когда осенью. 1941 года линия фронта приблизилась к воротам Северного Кавказа, школа была перебазирована в город Евлах Азербайджанской ССР. Однако, несмотря на это, в школе ни на один день не прекращался процесс обучения и выпуск истребителей, летчиков-серовцев.

Всего же в предвоенный и военный периоды Батайская авиационная школа подготовила около 4 000 отлично зарекомендовавших летчиков-истребителей. А проверено это было в битвах под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Кавказе, на Курской дуге и Днепре, в сокрушительных сражениях 1944 года, в берлинской операции - везде наши летчики проявляли беспримерное мужество. Более 150 летчиков-серовцев были удостоены высшего отличия - звания Героя Советского Союза.

Всему миру Известно имя героя- выпускника А.П. Маресьева, через Десятилетия вспоминается воздушный таран Петра Ивановича Шавурина. О том же, как В. Алескухин и П. Гучек направили свои самолеты в самую гущу вражеской военной техники, сняты даже кинофильмы. Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Н.М. Скоморохов; штурман экипажа П.Н. Якимов, Герой Советского Союза Нельсон Степанян и многие- многие серовцы прославили наш город на весь мир - память об их подвигах будет передаваться из поколения в поколение.

Только летчиками-серовцами, отмеченными высшим воинским званием героя, за годы войны было совершено более 30 тысяч боевых вылетов, проведено более 4500 воздушных боев и уничтожено при этом более 1250 вражеских самолетов.

В Батайское военное авиационное училище школа была переименована 1 октября 1945 года. Училище продолжало готовить летные кадры вплоть до 1960 года, когда и было передислоцировано в Краснодар, став частью истории нашего города. Краснодарское летно-техническое училище производило, в основном, подготовку и обучение иностранных военнослужащих летчиков и авиатехников. Здесь проходили обучение летчики более чем из 30 стран.

назад