В плену он назвался Соколовым [Текст]: [о Дольникове Г.У. – выпускниге Батайского летного училища, Герое Советского Союза,
прототипе героя рассказа «Судьба человека» М. Шолохова] // Мой Батайск. – 2007.
- № 1. – С. 36-37.
Хорошо помню, какое
сильное впечатление на наше поколение
произвел кинофильм «Судьба человека», созданный по
одноименной повести М.А. Шолохова. Герой
фильма, по профессии шофер и по фамилии
Соколов, раненый попадает в плен к
фашистам и проявляет такое мужество, силу
воли и достоинство, что
вызывает уважение и восхищение даже у
врагов. Соколову удается
бежать из плена, захватив важного
«языка» - немецкого генерала. Но судьба
Соколова складывается трагично: погибает вся его
семья, и если бы ни случайная встреча
с мальчиком Ваней, которого он усыновил, он
остался бы на всем белом
свете один... В кинофильме автор
сюжета - писатель М.А. Шолохов встречает
Соколова с Ваней в пути, и Соколов лично
рассказывает ему свою историю.
Из дневника Г.У. Дольникова:
О работе: «Сказать, что я безумно люблю свою
работу, нельзя. Маловато будет так сказать. ...Когда впервые увидел
летчиков я был пленен и сразу решил - буду летать - и с муравьиным
терпением стал осваивать эту профессию. Я так старался, что у стало получаться. Невозможно существование человека, если
он не любит свою работу».
О дружбе: «Я жизнь свою без
дружбы не мыслю».
О
любви: «Я люблю всю жизнь одну женщину и
очень счастлив. Но мы к любви через любовь шли. Я старомодным чудаком покажусь,
но скажу: любовь проверенной, убежденной должна быть. А сейчас слишком женщина
раскрылась. Нет тайны. Нет тайны - и женщины нет».
В жизни все было несколько иначе. Иначе потому, что есть реальный человек, прототип героя повести - Соколова Григорий Устинович Дольников, и в основу фильма лег только один факт его биографии - факт плена и удачного побега. В остальном повесть и жизнь прототипа расходятся, иногда кардинально. Его биографию начнем с учебы в Батайской авиационной школе, которую он окончил в 1943 году.
Вот и первое отличие: герой Шолохова - шофер. Дольников - военный летчик. Соколов попадает в плен в 42 года, Дольников - в 20. В повести Соколов теряет в войне всю семью, в жизни Дольников счастливый семьянин, он муж, отец и дед. И таких различий - масса.
Конечно, образ Соколова собирательный, и Шолохов мог обобщить несколько историй жизни военных лет. И все же, когда в 1957 году был опубликован рассказ «Судьба человека», все близкие, знавшие Г.У. Дольникова, стали допытываться, почему он скрыл от них, что дружил с Шолоховым, - ведь они знали, что в плену Дольников назвал себя Соколовым! Но все дело было в том, что с М.А. Шолоховым Дольников никогда не встречался. Он и сам терялся в догадках, как его история могла попасть к знаменитому писателю. Потом вспомнил. Оказалось, что в феврале 1947 года в узком кругу рассказал о том, как попал в плен. Один из присутствующих молодых людей был представлен Дольникову как литератор. Через какое-то время литератор попросил Дольникова подробнее рассказать о плене. Дольников ему отказал. Тогда литератор спросил - не будет ли Дольников против, если он расскажет услышанное одному очень известному писателю. «Валяйте!» - разрешил тот. Видимо, речь шла именно о Шолохове. Так родился герой повести «Судьба человека» Соколов и начал свою самостоятельную жизнь - в книге, в кино.
А Дольников параллельно сам писал свою судьбу.
... 30 сентября 1943 года младший лейтенант вылетел на боевое задание в 56-й раз. 16 «Юнкерсов» против шести наших! Дольников сбивает «Юнкере», идет на таран... От удара громадный самолет перевернулся в воздухе и, разваливаясь, пошел к земле. Но тут загорелся и самолет Дольникова. Языки пламени пробились в кабину. Обжигало лицо, руки, трудно стало дышать. Кабину заволокло дымом и гарью. «Прыгай» - скомандовал себе Дольников и, отстегнув ремни, перевалился через борт кабины и рванул вытяжное кольцо парашюта.
Земля оказалась так близко, что купол парашюта едва успел раскрыться и слетка затормозить падение. Очнувшись от удара о землю, летчик понял, что встать не сможет - стропы парашюта опутали тело. И тут его накрыли навалившиеся гитлеровцы.
Его привезли на допрос в избу. Немцы пировали - пили, закусывали. Налили и Дольникову. Дальше - все как в кино, этот эпизод полностью списан с нашего героя. Дольников выпил, один за одним, не закусывая, три стакана водки. Только в фильме Соколов пил «за свою погибель и избавление от мук», а Дольников поддержал тост «за победу», но, конечно же, за свою победу.
Дальше судьбы героя и его прототипа расходятся. Дольников трижды пытался бежать из плена и трижды его предавали. Наконец, побег удался, и летчик вышел на партизанский отряд.
... Он шел по освобожденному Николаеву, и вдруг на расклеенных на стендах газетах увидел фотографии своих пилотов - Героев СССР Покрышкина, братьев Глинка, Лавицкого, своего друга Ивана Бабака... Он подошел и снял шапку, а затем поцеловал портрет Бабака.
«Старик!- закричали местные жители, - кто ты такой, чтобы мазать грязью портрет героя?» Дольников отошел в сторону и заплакал. Наконец, после долгих мытарств, он нашел под Николаевым свой родной полк. Но он и впрямь был похож на старика! Его не узнали...
Батя - комдив Дзусов услышал шум, подошел поближе и спросил: «Что за митинг? Или поймали кого?» И тут вскричал: «Эй, дундук ты этакий! Где бродил так долго?!» Когда радость встречи улеглась, о Дольникове словно забыли. Он занимался техникой, тренировался в кабине самолета, мысленно летал по кругу, вел бой... В воздух его не пускали. Долго.
Наконец, его отправляют на фронт. Как выяснилось позже - снова за него заступился Дзусов.
За годы войны Г.У. Дольников совершил 160 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 15 и в паре самолет противника.
Последнего «Юнкерса» он сбил 18 апреля 1945 года.
Потом была служба на Дальнем Востоке. Пять лет, каждый месяц, его вызывали на допрос и предлагали написать «всю правду» о плене. За эти годы он исписал тонны бумаги. В 1950 году допросы неожиданно прекратились...
Дальше - учеба в Военно-Воздушной академии, Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба...
В 30 лет Дольников стал генералом.
Г.У. Дольников - Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного Знамени, иностранными орденами и медалями.
С 1981 года - генерал-полковник авиации, заместитель главнокомандующего ВВС по ВУЗам, Заслуженный летчик СССР.
Связь с Батайском поддерживал до последних лет жизни через своего друга, бывшего директора городского музея истории города Батайска, ветерана ВВС Василия Никифоровича Пономарева.