Каверда, Е. Галерея образов батайчан художника Лосевского [Текст]: [о батайском художнике Николае Сергеевиче Лосевском] / Елена Каверд // Мой Батайск. – 2007. - № 2. – С. 28-29.

 

 

К Дню города музей истории открыл выставку работ батайского художника Николая Сергеевича Лосевского. Здесь была представлена целая галерея портретов выдающихся жителей нашего города - Героев Социалистического Труда, Советского Союза, войны, освободителей Батайска, почетных граждан города

 

Сам Н.С. Лосевской - ветеран Вели­кой Отечественной, и, как видно, с воспоминаниями о войне не расстается до сих пор. Создавал он портреты воинов-земляков, чтобы горожане знали своих героев, чтобы благодарная память о них жила в сердцах батайчан вечно.

Но одной военной тематикой твор­чество Лосевского не ограничивается. Среди его полотен - женские образы батайчанок, пейзажи родных мест и других различных регионов страны, очень много работ посвящено красоте цветов - всего более шестисот полотен! 13 то­мов занимает только каталог его работ! В1954 году он закончил Ростовское художественное училище имени Грекова, работал более 20 лет в Ростовском педагогическом институте, тогда имени Н.К. Крупской, работал преподавателем изобразительного искусства и черчения в койсугской школе №4, был инструкто­ром по туризму, занимался геологораз­ведкой...

Николай Сергеевич - представитель традиционной русской школы живопи­си, реалист, к другим направлениям вро­де сюрреализма, кубизма или экзистен­циализма относится отрицательно, счи­тая, что искусство должно реально от­ражать жизнь и реально представлять людей, а не уродовать и искажать их об­разы. С этой же точки зрения он считает анти-искусством, наносящим немалый вред сознанию человека, созда­ние восковых фигур людей.

-Надо возрождать соцреа­лизм, - считает Николай Сергее­вич. - Там вся наша культура бу­дет! Буржуазная культура направ­лена на то, чтобы уничтожить со­знание человека. Бога не боятся!

-  А Вы верите в Бога?

-  Я не могу не верить, так как в моей жизни были такие случаи, когда я ясно осознавал, что меня спас Бог.

-       Николай Сергеевич, Вы так мно­го внимания уделяете в своем творчестве прошлому…

-       Надо учиться у прошлого. Ведь это уже пройденный путь, это то, что человек уже сделал, и, если что-то сделал не так, у него есть возможность это исправить. Ис­торию забывать нельзя.

...С 1949 года Николай Сергеевич Ло­севской живет в Батайске. Его маленький скромный домик в самом центре Батайс­ка одновременно является и его художе­ственной мастерской. Здесь время слов­но застыло на отметке 50-х годов прошло­го века: мебель тех лет, на столе громозд­кий радиоприемник, за шкафом старое пианино... В доме - минимум удобств, остальное - «наулице»... Все это - свиде­тельство того, что хозяина мало интересует быт, что он всю свою жизнь без остатка посвящает творчеству. Картины - они по­всюду. Сложенные веером на полу, вися­щие на стенах, стоящие на мольберте... Кажется, что художник только на миг ото­шел от полотна, чтобы посмотреть на него со стороны и добавить недостающий штрих, важный нюанс... Возможно, по этой причине некоторые картины Лосев­ской пишет не один год.

...Он поселился в Батайске после служ­бы в Армии, которая для него длилась 9 лет, начиная с 1942 года. Войну прошел десантником, с войсками ВДВ освобож­дал Прагу и Будапешт, брал Вену... Закон­чил войну в Австрии. Оттуда возвращал­ся домой. Одна из картин Лосевского так и называется «Возвращение на Родину». Композиция ее такова: солдаты, воины расположились на платформе состава поезда, в ожидании отправки в Россию.

-          Вена, - это старинный австрийский город, немцы им очень дорожили, даже
ограждение создали вокруг него на рас­стоянии 15-20 километров. Так что бои в самой Вене не шли. 17-18 апреля 1945 года наши войска взяли Вену, а 1 мая в Вене состоялся парад. Когда наши возвраща­лись на Родину, я был в госпитале: меня контузило. Была весна, цвели сады, и я все это отразил на полотне: над головами солдат - деревья в цвету, вдалеке видне­ется Дунай, а в самом верху картины - Альпы. Я писал ее по песне, в которой есть такие слова: «...помнит Вена, помнят Альпы и Дунай...». Музыка - она ведь
очень близка к живописи».

...Город Яссы был перевалочным пун­ктом на пути домой. Дело в том, что наши и европейские железнодорожные полот­на отличаются по ширине, и наши поезда не могут следовать по их железным до­рогам. На станции Яссы пассажиров и грузы перегружали на другие составы и отправляли к месту назначения. Этот мо­мент и запечатлен на картине: наши сол­даты только что переселись на нашу, со­ветскую платформу, и, в ожидании отправки, играют на гитаре, поют... И вот уже состав сдвинулся с места...

- Вы можете представить наше состояние в такой момент? Мы все плакали...

По словам Николая Сергеевича, кар­тина не завершена, на ней пока нет фигу­ры бегущего к составу солдата с котел­ком. Эта фигура нужна для того, чтобы показать движение поезда.

-     Скажите, пожалуйста, а лица сол­дат - это лица реальных бойцов?

- Конечно! Здесь все мои ребята, друзья. У меня есть военные фотогра­фии, так что я писал реальных людей. Вон тот боец с гитарой - Герой Советс­кого Союза Епанчин. Мои работы все с натуры. Они писаны в тех местах, где я бывал, с тех людей, которых я знал. Или, как работы о Ленине, я писал по фотографиям, по рассказам знавших его людей.

-     Скажите, а картина «Возвращение на Родину» уже выставлялась?

-     Нет, выставлялся только картон. Ведь сначала делается набросок на кар­тоне - эскиз сюжета будущей картины, потом она пишется маслом. Я тоже сна­чала выполнил набросок шариковой руч­кой, а потом уже стал писать картину маслом. Вот, посмотрите, тот самый кар­тон...

-     Неужели это сделано шариковой ручкой?!

-     Эта ручка - удивительное изобре­тение, она открыла новые возможности графики... Вот, посмотрите, все это - гра­фика... Ею сделаны все мои пленерные работы. Пленер - это творческие коман­дировки по стране. Мне удалось объез­дить ее почти всю, был даже за Поляр­ным кругом, на озере Рица, в местах бо­евых сражений В.И. Чапаева, на Урале, был в Крыму, в Альпах... И отовсюду при­возил сюжеты и наброски картин. Они часто выставлялись на многих выставках. Например, картина «Рыбак» долгое вре­мя висела в «Манеже» в Москве.

 -А Ваша первая персональная вы­ставка?

-  Она состоялась здесь, в Батайске, двадцать лет назад. К сожалению, пока в Батайске нет своего постоянно дей­ствующего выставочного зала. Многие художники, в том числе мои ростовс­кие коллеги, друзья, готовы выставлять свои работы здесь, в Батайске. Такой выставочный павильон может стать настоящим центром культуры в горо­де, здесь можно будет учить детей красоте, пробуждать чувство прекрасно­го, открывать детям глаза на духовную жизнь, воспитывать в них культуру. Я был с этой идеей на приеме у мэра го­рода. Валерий Васильевич Путилин обещал решить этот вопрос.

-  Расскажите, пожалуйста, как возникла идея написать портреты зна­менитых батайчан?

Я в то время был в составе Совета ветеранов города. Как-то меня пригласили и предложили запечатлеть наших ветеранов, Героев СССР. Я согласился. Были составлены списки людей, с кото­рых я должен был написать портреты, и время сеансов с ними... И я начал рабо­тать. Так образовалась целая галерея об­разов батайчан.

Не каждому городу так повезло, как Батайску, который имеет своего лично­го художника, создающего образы геро­ев-горожан. Значение совершенно бес­корыстной работы Лосевского трудно переоценить - экспозиция портретов героев-батайчан - словно продолжение постоянной экспозиции в Зимнем двор­це в Санкт-Петербеурге портретов геро­ев Отечественной войны 1812 года: та же идея запечатлеть героев России, тот же масштаб, та же значимость личностей, та же целеустремленность в их взглядах... Благодаря работам художника, многие молодые батайчане смогут видеть, ка­кими были при жизни Герой Советско­го Союза летчик Николай Иванович Ле­онов, полный кавалер орденов Славы Николай Карпович Кальченко, освобо­дитель Батайска от немецко-фашистских захватчиков Андрей Варламович Скля­ров, выдающийся хирург, бывший воен­ным врачом вплоть до 1945 года, Федор Миронович Орлов. О его мастерстве хо­дили легенды, говорят, что на его счету было 115 спасенных жизней. А сколько еще работ Н.С. Лосевского смогут уви­деть батайчане, когда в Батайске, нако­нец, появится свой выставочный пави­льон!

P.S. В настоящее время Н.С. Лосевс­кой работает над новой картиной - «Венский вальс», которую хочет завершить к Дню победы. Пожелаем ему удачи!

назад