Каверда, Е. Галерея образов батайчан
художника Лосевского [Текст]: [о батайском художнике
Николае Сергеевиче Лосевском] / Елена Каверд // Мой Батайск. – 2007. - № 2. – С. 28-29.
К Дню города музей истории открыл выставку работ батайского художника Николая Сергеевича Лосевского. Здесь была
представлена целая галерея портретов выдающихся жителей
нашего города - Героев Социалистического Труда, Советского
Союза, войны, освободителей Батайска, почетных граждан города…
Сам Н.С. Лосевской - ветеран Великой Отечественной, и, как видно, с воспоминаниями о войне не расстается до сих пор. Создавал он портреты воинов-земляков, чтобы горожане знали своих героев, чтобы благодарная память о них жила в сердцах батайчан вечно.
Но одной военной тематикой творчество Лосевского не ограничивается. Среди его полотен - женские образы батайчанок, пейзажи родных мест и других различных регионов страны, очень много работ посвящено красоте цветов - всего более шестисот полотен! 13 томов занимает только каталог его работ! В1954 году он закончил Ростовское художественное училище имени Грекова, работал более 20 лет в Ростовском педагогическом институте, тогда имени Н.К. Крупской, работал преподавателем изобразительного искусства и черчения в койсугской школе №4, был инструктором по туризму, занимался геологоразведкой...
Николай Сергеевич - представитель традиционной русской школы живописи, реалист, к другим направлениям вроде сюрреализма, кубизма или экзистенциализма относится отрицательно, считая, что искусство должно реально отражать жизнь и реально представлять людей, а не уродовать и искажать их образы. С этой же точки зрения он считает анти-искусством, наносящим немалый вред сознанию человека, создание восковых фигур людей.
-Надо возрождать соцреализм, - считает Николай Сергеевич. - Там вся наша культура будет! Буржуазная культура направлена на то, чтобы уничтожить сознание человека. Бога не боятся!
- А Вы верите в Бога?
- Я не могу не верить, так как в моей жизни были такие случаи, когда я ясно осознавал, что меня спас Бог.
- Николай Сергеевич, Вы так много внимания уделяете в своем творчестве прошлому…
- Надо учиться у прошлого. Ведь это уже пройденный путь, это то, что человек уже сделал, и, если что-то сделал не так, у него есть возможность это исправить. Историю забывать нельзя.
...С 1949 года Николай Сергеевич Лосевской живет в Батайске. Его маленький скромный домик в самом центре Батайска одновременно является и его художественной мастерской. Здесь время словно застыло на отметке 50-х годов прошлого века: мебель тех лет, на столе громоздкий радиоприемник, за шкафом старое пианино... В доме - минимум удобств, остальное - «наулице»... Все это - свидетельство того, что хозяина мало интересует быт, что он всю свою жизнь без остатка посвящает творчеству. Картины - они повсюду. Сложенные веером на полу, висящие на стенах, стоящие на мольберте... Кажется, что художник только на миг отошел от полотна, чтобы посмотреть на него со стороны и добавить недостающий штрих, важный нюанс... Возможно, по этой причине некоторые картины Лосевской пишет не один год.
...Он поселился в Батайске после службы в Армии, которая для него длилась 9 лет, начиная с 1942 года. Войну прошел десантником, с войсками ВДВ освобождал Прагу и Будапешт, брал Вену... Закончил войну в Австрии. Оттуда возвращался домой. Одна из картин Лосевского так и называется «Возвращение на Родину». Композиция ее такова: солдаты, воины расположились на платформе состава поезда, в ожидании отправки в Россию.
- Вена,
- это старинный австрийский город, немцы им очень дорожили, даже
ограждение создали вокруг него на расстоянии 15-
очень близка к живописи».
...Город Яссы был перевалочным пунктом на пути домой. Дело в том, что наши и европейские железнодорожные полотна отличаются по ширине, и наши поезда не могут следовать по их железным дорогам. На станции Яссы пассажиров и грузы перегружали на другие составы и отправляли к месту назначения. Этот момент и запечатлен на картине: наши солдаты только что переселись на нашу, советскую платформу, и, в ожидании отправки, играют на гитаре, поют... И вот уже состав сдвинулся с места...
- Вы можете представить наше состояние в такой момент? Мы все плакали...
По словам Николая Сергеевича, картина не завершена, на ней пока нет фигуры бегущего к составу солдата с котелком. Эта фигура нужна для того, чтобы показать движение поезда.
- Скажите,
пожалуйста, а лица солдат - это лица реальных бойцов?
- Конечно! Здесь все мои ребята, друзья. У меня есть военные фотографии, так что я писал реальных людей. Вон тот боец с гитарой - Герой Советского Союза Епанчин. Мои работы все с натуры. Они писаны в тех местах, где я бывал, с тех людей, которых я знал. Или, как работы о Ленине, я писал по фотографиям, по рассказам знавших его людей.
- Скажите, а картина «Возвращение на Родину» уже выставлялась?
- Нет, выставлялся только картон. Ведь сначала делается набросок на картоне - эскиз сюжета будущей картины, потом она пишется маслом. Я тоже сначала выполнил набросок шариковой ручкой, а потом уже стал писать картину маслом. Вот, посмотрите, тот самый картон...
- Неужели это сделано шариковой ручкой?!
- Эта ручка - удивительное изобретение, она открыла новые возможности графики... Вот, посмотрите, все это - графика... Ею сделаны все мои пленерные работы. Пленер - это творческие командировки по стране. Мне удалось объездить ее почти всю, был даже за Полярным кругом, на озере Рица, в местах боевых сражений В.И. Чапаева, на Урале, был в Крыму, в Альпах... И отовсюду привозил сюжеты и наброски картин. Они часто выставлялись на многих выставках. Например, картина «Рыбак» долгое время висела в «Манеже» в Москве.
-А Ваша первая персональная выставка?
- Она состоялась здесь, в Батайске, двадцать лет назад. К сожалению, пока в Батайске нет своего постоянно действующего выставочного зала. Многие художники, в том числе мои ростовские коллеги, друзья, готовы выставлять свои работы здесь, в Батайске. Такой выставочный павильон может стать настоящим центром культуры в городе, здесь можно будет учить детей красоте, пробуждать чувство прекрасного, открывать детям глаза на духовную жизнь, воспитывать в них культуру. Я был с этой идеей на приеме у мэра города. Валерий Васильевич Путилин обещал решить этот вопрос.
- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея написать портреты знаменитых батайчан?
Я в то время был в составе Совета ветеранов города. Как-то меня пригласили и предложили запечатлеть наших ветеранов, Героев СССР. Я согласился. Были составлены списки людей, с которых я должен был написать портреты, и время сеансов с ними... И я начал работать. Так образовалась целая галерея образов батайчан.
Не каждому городу так повезло, как Батайску, который имеет своего личного художника, создающего образы героев-горожан. Значение совершенно бескорыстной работы Лосевского трудно переоценить - экспозиция портретов героев-батайчан - словно продолжение постоянной экспозиции в Зимнем дворце в Санкт-Петербеурге портретов героев Отечественной войны 1812 года: та же идея запечатлеть героев России, тот же масштаб, та же значимость личностей, та же целеустремленность в их взглядах... Благодаря работам художника, многие молодые батайчане смогут видеть, какими были при жизни Герой Советского Союза летчик Николай Иванович Леонов, полный кавалер орденов Славы Николай Карпович Кальченко, освободитель Батайска от немецко-фашистских захватчиков Андрей Варламович Скляров, выдающийся хирург, бывший военным врачом вплоть до 1945 года, Федор Миронович Орлов. О его мастерстве ходили легенды, говорят, что на его счету было 115 спасенных жизней. А сколько еще работ Н.С. Лосевского смогут увидеть батайчане, когда в Батайске, наконец, появится свой выставочный павильон!
P.S. В настоящее время Н.С. Лосевской работает над новой картиной - «Венский вальс», которую хочет завершить к Дню победы. Пожелаем ему удачи!