Каверда, Е. Живопись – это окно в мир [Текст]: [о батайском художнике Николае Сергеевиче Лосевском] / Елена Каверда // Вперед. – 2008. – 11 июля. – С. 21.

 

Мы, горожане, совсем скоро можем стать свидетелями удивительного, знакового события в культурной жизни города: передачи художником Николаем Лосевским своих картин в дар родному Батайску.

Это решение Николай Сергеевич принял давно и по этой причине никому и никогда не продавал своих картин. Для него это не просто произведения искусства - это история города, края, страны. Куда только ни забрасывала судьба художника, преподавателя в погоне за сюжетом: в Сибирь, на Урал, в ленинские места, на Валаам, в Крым... Как результат - прекрасные пейзажи, портреты людей: эпоха схвачена и запечатлена на холсте в виде картины или карандашного наброска на бумаге. Особое место в его творчестве составляет военная тематика. Для Лосевского война - не просто история страны, это его жизнь: он прошел всю войну, закончил ее в Австрии, и сегодня на его мольберте еще не завершенная картина «Венский вальс», посвященная Победе.

Выездные, или пленэрные работы - а их у художника не один альбом – представляют особую ценность для тех, кто учится писать, кто хочет связать свою жизнь с живописью. Ведь каждую такую работу сопровождает подробное описание местности и техники выполнения.

Николай Лосевской и сегодня консультирует студентов художественных вузов, училищ, художников-самоучек, ведь за свою долгую творческую жизнь он накопил огромный опыт. Дом, где живет художник Лосевской, давно стал творческой мастерской, клубом живописи...

Николай Лосевской уверен: живопись - это окно в мир. Каждый ребенок должен начинать жизнь с живописи - с созерцания шедевров жанра, с посещения выставок, картинных галерей... Потом он непременно захочет попробовать рисовать... Главное - пробудить в молодом человеке интерес к искусству. Вот почему художник уверен: в Батайске должна быть своя картинная галерея. Она станет центром культуры города. В ней можно будет проводить выставки художников города, области, края... Все они - знакомые и друзья Лосевского - не только с удовольствием будут принимать участие в этих выставках, но и преподнесут в дар галерее некоторые свои картины.

Таким образом мы, благодаря Николаю Лосевскому, стали обладателями несметного богатства. И наша задача теперь - сделать так, чтобы это богатство действительно стало достоянием горожан, было сохранено, не попало в частные коллекции.

Что для этого делается сегодня и вообще - как происходит передача картин?

Как стало известно, картины будут переданы на баланс города, а после этого - в оперативное управление – городскому музею истории. Все необходимое для этого сделал мэр города Валерий Путилин. С первых дней он взял под контроль сохранение дара батайского художника. И работа по передаче дара Лосевского уже идет. По словам директора музея Людмилы Забурдяевой, в настоящее время составляется каталог картин, готовятся помещения, где картины будут выставляться и храниться. Насколько нам известно, комнат, отвечающих необходимым требованиям хранения музейных ценностей, в музее пока нет. А требования серьезные: и по температуре, и по влажности воздуха, и по освещенности... Людмила Николаевна мечтает о надстройке над музеем, а пока музей может только переоборудовать под эти цели подвальное помещение. Николай Лосевской считает, что о подвале и речи быть не может! Подвал погубит картины! И еще одно немаловажное условие: картины должны храниться в специальных поддонах-подставках, чтобы они не соприкасались друг с другом.

Что же делать? С одной стороны, передача картин уже идет. С другой, до сих пор не решены главные вопросы по хранению и размещению картин. И самое печальное, что музей и даже отдел культуры, как бы ни старались, не смогут обеспечить сохранность наследия. Здесь нужна серьезная финансовая помощь. Музей в таком случае может быть только временным хранителем, передаточным звеном в этом важном процессе...

Я думаю, есть только один выход: продолжая начатую работу, параллельно решать вопрос о создании в городе картинной галереи, которая и примет на баланс картины. Сегодня есть много строительных технологий, позволяющих в короткое время создать сравнительно недорогие здания, отвечающие всем санитарным и строительным нормам. В таком здании, кроме хранилищ, могут быть выставочные залы: для временных выставок отдельных художников и постоянной демонстрации картин батайчан... Во всем мире на таких объектах зарабатывают немалые средства. В нашей стране большинство галерей, залов, музеев являются убыточными. Почему? Разве в народе иссяк интерес к своей родной истории, культуре? Вряд ли! Я думаю, все дело в том, что отсутствует предложение. Появится галерея - появится и спрос.

...Мечта? Скорее - возможность прорубить «ОКНО В МИР».

 

назад