Каминская, М. Он создает лицо столицы [Текст]: [о донском скульпторе Анатолии Скнарине] / Марина Каминская // Наше время. – 2005. – 5 авг.

 

ОН СОЗДАЕТ ЛИЦО СТОЛИЦЫ

(о донском скульпторе Анатолии Скнарине)

 

«ТАЧАНКА» ВМЕСТО «АТАКИ»

...Начальный этап ра­боты скульптора над мо­нументом, которому предстоит стать частью городского пейзажа, чем-то похож на... подготов­ку к киносъемкам. На ки­ностудиях - актерские пробы, кастинг, а скульп­тор выставляет на суд заказчиков, худсовета - эскизы, и это - тоже сво­его рода отбор претен­дентов на главную роль. С той разницей, что скульптор сам же и со­здает своих «актеров».

На месте всем извес­тной «Тачанки» Скнарину сначала виделась «Ата­ка». Эскиз «Атаки» он и принес тогдашнему ростовскому градоначальнику «претенденту» с тогдашним начальником Северо-Кавказского военного округа Иссой Плиевым, и решение было таким; донской столице нужна «Тачанка».

Задача непростая, хотя бы потому, что незадол­го перед тем «Тачанку» установили в Каховке, и ростовская, конечно же, не должна была напоми­нать каховскую...

И она действительно у нас другая: яростная и почти летящая. Наша «Та­чанка» - больше, чем сим­вол революционных лет...

 

ОСОБО БДИТЕЛЬНЫМ

Памятник, возвышаю­щийся на проспекте Стачки, в народе называют по-разному. Но вооб­ще это - «Преемствен­ность поколений». Для «Преемственности поко­лений» Скнарин сделал почти сто(!) эскизов. Тот, что «вырос» в памятник, был последним.

Это был необычный подход к революционной теме. До Скнарина ник­то из советских скульп­торов не отваживался представить борцов за народное счастье в виде обнаженных фигур. При­чем скульптор исходил из того, что обнаженное тело - это древний сим­вол раскрепощенности...

Эскиз одобрили, в том числе – в обкоме партии. Однако нашлись особо бдительные граждане из числа партийцев, кото­рые попытались воспре­пятствовать работе над этим монументом. Пото­му что негоже - де, что­бы политические идеи воплощались в голых му­жиках...

Обком партии пере­дал эти письма и изоб­ражение будущего па­мятника на философский факультет РГУ: а вы что скажете? Философы ска­зали: хороший эскиз, ре­волюционный.

Так и решился спор.

 

ПРО ТАРЕЛОЧКИ

- Анатолий Андреевич, - говорю я, - ну то, что рука у скульптора должна быть сильной, - это понятно. Но и без бор­цовского характера в этой профессии, пожалуй, тоже нечего делать?..

 Я где-то прочел притчу об артисте, кото­рый выступал в цирке, жонглируя семью таре­лочками, и получал зас­луженные аплодисмен­ты. Но однажды на аре­ну вышел другой. Он мог жонглировать только тремя тарелочками и - маскировал отсутствие мастерства всякой по­шлостью. Но и ему апло­дировали не меньше...

Путь мастератернист, чем бы он не занимался. Главное не сворачивать со своей дороги, и тогда время расста­вит все по своим местам.

...А трудности и пре­пятствия в процессе ра­боты над скульптурой возникают самые неожи­данные. Вот к юбилею атамана Платова воз­двигли в Новочеркасске его конную статую, сде­ланную Скнариным. Од­нако сначала эта статуя предназначалась Старо­черкасской - отсюда и соответствующий тому месту масштаб... Ну да ладно, нашли и для Но­вочеркасска разумное, гармоничное расположе­ние памятника. Только и это еще не все. В каза­чьей газете появилась публикация о том, будто, создавая памятник Пла­тову, Скнарин оказался не во всем верен исто­рической правде...

- Не все понимают, что художник имеет право на обобщения, отход от ико­нографии, - говорит Ана­толий Андреевич, кстати, досконально изучающий особенности быта вос­создаваемой им эпохи.- И вот обнаружит такой знаток, что нет какой-то строчки на камзоле и так же счастлив: изобличил!

А Скнарин, можно ска­зать, осуществил веко­вую мечту казачества: казаки мечтали, чтобы памятник графу-атаману был конным. И на пер­вом проекте Платов и был на коне. Но этот про­ект не утвердили, потому что в то время в России конные статуи разрешалось воздвигать только царским особам.

Скнаринский граф-атаман сосредоточен и строг. Он едет, сняв головной убор в знак скорби о тысячах казаков, не вернувшихся с Отечественной войны 1812 года.

 

АЙ ДА ПУШКИН!

Говорят, Леонардо да Винчи не выдавал своих чувств, наблюдая за тем, как вражеские солдаты уничтожали одну из его статуй. Нетипичное спокойствие. Декоративные шары, посвященные Пушкину, по сей день и гордость, и печаль Скнарина. Пе­чаль, увы, приумножается. Во-первых, вместо заду­манных трех установили только два (третий был уже отлит на заводе в Таганроге, да так и не дождался своего часа: в итоге рабочие его распи­лили и развезли по сво­им дачам). Во-вторых, и эти два в первоначаль­ном своем виде - с ртут­ными лампами внутри, превращавшими их но­чью в сказочное зрели­ще, просуществовали не­долго. В-третьих, во вре­мя нынешней реконст­рукции Пушкинского бульвара не только не восстановили утрачен­ное, но и еще и подпор­тили сохранившееся...

И все равно эти «пуш­кинские шары» - одна из оригинальнейших достопримечательностей донской столицы!

...Ростову от Скнари­на - «пушкинские шары», немецкому городу Гере - памятник Пушкину. Он по сей день стоит в самом центре Геры - этот вдох­овенный скнаринский Пушкин с пером Гете в руке...

Там ведь какая исто­рия вышла? Как всегда, мастер сделал несколь­ко эскизов, но что-то его не устраивало. И вот он узнает о том, как невыез­дной Пушкин через дру­га Жуковского получил от Гете, из Германии перо. И это был не про­сто дар, а знак признания патриархом мировой ли­тературы русского гения. Этот эпизод навел Скнарина на мысль изобразить Пушкина с пером в руке. Немцам идея понравилась. А дальше было, как в кино. Пушки­на отлили в бронзе. И все замечательно, толь­ко - пера нет...

Скнарин вовремя это заметил, немцы исправи­ли ошибку, перо прикре­пили к уже поставленной на площади скульптуре - накануне торжественно­го ее открытия.

 

ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ

- Грех жаловаться на судьбу, - говорит Анато­лий Андреевич. - Многое все же удалось сделать... Хотя и того, что не осу­ществилось, тоже немало.

И это, неосуществлен­ное, предстает со стра­ниц нового альбома.

Памятник Шолохову, признанный когда-то од­ним из лучших произве­дений советского мону­ментального искусства за целых 25 лет, - он должен был украшать ростовскую набережную. Памятник Гете, который Скнарин хотел видеть на Пушкинской, рядом с библиотекой РГУ. Потрясающе красивый и величественный памятник Петру Первому на объездной доро­ге вокруг Батайска... И самая большая боль скульптора - памятник святому Димитрию Рос­товскому, который дол­жен был стоять на Собор­ной площади.

...Если лучший пода­рок скульптору - инте­ресный заказ, то в год 65-летия Анатолия Скна­рина судьба не поскупи­лась. «Примирение и со­гласие» - так называет­ся'монументальная ком­позиция в память о бе­лых и красных, которую Скнарин выполнил для Новочеркасска. Ее уста­новят в центре города, неподалеку от Войсково­го Собора. Торжествен­ное открытие памятника назначено на начало сен­тября.

А в мастерской Скна­рина уже и эскиз друго­го памятника готов. Нет времени на остановку.

 

Марина КАМИНСКАЯ

Besucherzaadultfinder

счетчик посещений

 

назад