Каминская,
М. Он создает лицо столицы [Текст]: [о донском скульпторе Анатолии Скнарине] /
Марина Каминская // Наше время. – 2005. – 5 авг.
ОН СОЗДАЕТ ЛИЦО СТОЛИЦЫ
(о донском скульпторе Анатолии
Скнарине)
«ТАЧАНКА» ВМЕСТО
«АТАКИ»
...Начальный этап работы скульптора над монументом, которому предстоит стать частью городского пейзажа, чем-то похож на... подготовку к киносъемкам. На киностудиях - актерские пробы, кастинг, а скульптор выставляет на суд
заказчиков, худсовета - эскизы, и это - тоже своего рода отбор претендентов на главную роль. С той разницей, что скульптор сам же и создает своих «актеров».
На месте всем известной «Тачанки» Скнарину сначала виделась «Атака». Эскиз «Атаки» он и принес тогдашнему ростовскому градоначальнику
«претенденту» с тогдашним
начальником Северо-Кавказского военного округа Иссой Плиевым, и решение было таким; донской столице нужна «Тачанка».
Задача непростая, хотя бы потому, что незадолго перед тем «Тачанку» установили в Каховке, и ростовская, конечно же, не должна была напоминать каховскую...
И она действительно у нас другая: яростная и почти летящая. Наша «Тачанка» - больше, чем символ революционных лет...
ОСОБО БДИТЕЛЬНЫМ
Памятник, возвышающийся на проспекте Стачки, в народе называют по-разному. Но вообще это - «Преемственность поколений». Для «Преемственности поколений» Скнарин сделал почти сто(!)
эскизов. Тот, что «вырос» в памятник, был последним.
Это был необычный подход к революционной теме. До Скнарина никто из советских скульпторов не отваживался
представить борцов за народное счастье в виде
обнаженных фигур. Причем скульптор исходил из того, что обнаженное
тело - это древний символ раскрепощенности...
Эскиз одобрили, в том числе – в обкоме партии. Однако
нашлись особо бдительные граждане из числа партийцев, которые попытались воспрепятствовать работе над этим монументом. Потому что негоже - де, чтобы политические идеи воплощались в голых мужиках...
Обком партии передал эти письма и изображение будущего памятника на философский
факультет РГУ: а вы что скажете? Философы сказали: хороший эскиз, революционный.
Так и решился спор.
ПРО ТАРЕЛОЧКИ
- Анатолий Андреевич, - говорю я, - ну то, что рука у скульптора должна быть сильной, - это понятно. Но и без борцовского характера в этой профессии, пожалуй, тоже нечего делать?..
Я где-то прочел
притчу об артисте, который выступал в цирке, жонглируя семью тарелочками, и получал заслуженные аплодисменты. Но однажды на арену вышел другой. Он мог
жонглировать только тремя тарелочками и - маскировал отсутствие мастерства всякой пошлостью. Но и ему аплодировали не меньше...
Путь мастера – тернист, чем бы он не занимался. Главное
не сворачивать со своей дороги, и тогда время расставит все по своим местам.
...А трудности и препятствия в процессе работы над скульптурой
возникают самые неожиданные. Вот к юбилею
атамана Платова воздвигли в Новочеркасске
его конную статую, сделанную Скнариным. Однако сначала эта статуя предназначалась Старочеркасской - отсюда и соответствующий тому месту масштаб... Ну да ладно, нашли и для Новочеркасска разумное, гармоничное расположение памятника. Только и это еще не все. В казачьей газете появилась публикация о том, будто, создавая памятник Платову, Скнарин оказался не во всем верен исторической правде...
- Не все понимают, что художник имеет право на обобщения, отход от иконографии, - говорит Анатолий Андреевич, кстати, досконально изучающий особенности быта воссоздаваемой им эпохи.- И вот обнаружит такой знаток, что нет какой-то строчки на камзоле и так же счастлив: изобличил!
А Скнарин, можно сказать, осуществил вековую мечту казачества: казаки мечтали, чтобы памятник графу-атаману был конным. И на первом проекте Платов и был на коне. Но этот проект не утвердили, потому что в то время в России
конные статуи разрешалось
воздвигать только царским особам.
Скнаринский
граф-атаман сосредоточен и строг. Он едет, сняв головной убор в знак скорби о
тысячах казаков, не вернувшихся с Отечественной войны 1812 года.
АЙ ДА ПУШКИН!
Говорят,
Леонардо да Винчи не выдавал своих чувств, наблюдая за тем, как вражеские
солдаты уничтожали одну из его статуй. Нетипичное спокойствие. Декоративные
шары, посвященные Пушкину, по сей день и гордость, и печаль Скнарина. Печаль, увы, приумножается. Во-первых, вместо задуманных трех установили
только два (третий был уже отлит на заводе в Таганроге, да так и не дождался своего часа: в итоге рабочие его распилили и развезли по своим дачам). Во-вторых, и эти два в первоначальном своем виде -
с ртутными лампами внутри, превращавшими их ночью в сказочное зрелище, просуществовали недолго. В-третьих, во время нынешней реконструкции Пушкинского
бульвара не только не восстановили утраченное, но и еще и подпортили сохранившееся...
И все равно эти «пушкинские шары» - одна из
оригинальнейших достопримечательностей донской столицы!
...Ростову от Скнарина - «пушкинские шары», немецкому городу Гере -
памятник Пушкину. Он по сей день стоит в самом центре Геры -
этот вдоховенный скнаринский Пушкин с пером Гете в руке...
Там ведь какая история вышла? Как всегда, мастер сделал несколько эскизов, но что-то его не устраивало. И вот он узнает о том, как невыездной Пушкин через друга Жуковского получил от Гете, из Германии перо. И это был не просто дар, а знак признания патриархом мировой литературы русского гения. Этот эпизод навел Скнарина на мысль изобразить
Пушкина с пером в руке. Немцам идея понравилась. А дальше было, как в кино. Пушкина отлили в бронзе. И все замечательно, только - пера нет...
Скнарин вовремя это заметил, немцы исправили ошибку, перо прикрепили к уже поставленной
на площади скульптуре - накануне торжественного ее открытия.
ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ
- Грех жаловаться на судьбу, - говорит Анатолий Андреевич. - Многое все же удалось сделать... Хотя и того, что не осуществилось, тоже немало.
И это, неосуществленное, предстает со страниц нового альбома.
Памятник Шолохову, признанный когда-то одним из лучших произведений советского монументального искусства за целых 25 лет, - он должен был украшать ростовскую набережную. Памятник Гете, который Скнарин хотел видеть на Пушкинской, рядом с библиотекой РГУ.
Потрясающе красивый и величественный памятник Петру Первому на объездной дороге вокруг Батайска... И самая большая боль скульптора - памятник
святому Димитрию Ростовскому, который должен был стоять на Соборной площади.
...Если лучший подарок скульптору - интересный заказ, то в год 65-летия Анатолия Скнарина судьба не поскупилась. «Примирение и согласие» - так называется'монументальная композиция в память о белых и красных, которую Скнарин выполнил для Новочеркасска. Ее установят в центре города, неподалеку от Войскового Собора. Торжественное открытие памятника назначено на начало сентября.
А в мастерской Скнарина уже и эскиз другого памятника готов. Нет времени на остановку.
Марина КАМИНСКАЯ