Что было, когда нас не было ... [Текст]: [краткие исторические сведения о гатайске] / подгот. С. Шишканова // Вперед. – 1998. – 20 июня.

 

О том, каким был Батайск до того, как стал городом рассказывает первый архитектор П.И. Оноколов

- Вообще-то, дорогие батайчане, это сегодня мы с вами умеем делать колбасу, шить обувь и освоили производство кирпича. А предки наши были хлеборобами и землепашцами. Именно для освоения новых земель сюда и приехали первые семьи. Фамилии их известны. Батайск начался с пяти семей - Серебрянские, Темниковы, Лисуновы, Жилины и, видимо, Гранкины. Поселились они в 1780 году в том месте, где сейчас находится переулок Малый. Не то что города, даже села в те годы еще не было. Но уже к концу XVIII века здесь была построена первая церковь - Михайловская, волостное управление, возник и своеобразный торговый центр в виде небольшого рынка.

В том месте, где начинается улица Куйбышева, была пристань и мост, так как протекала здесь речка Широкая.

Кстати, об улице Куйбышева. Одна из центральных магистралей города сегодня, она и тогда играла не последнюю роль. Называясь Мостовой, она была, в принципе, тем местом, от которого начал разрастаться наш город и передвигался центр.

Так, уже в 1840 году центр переместился вышена перекресток улиц Куйбышева и Азовской. Опять же здесь была построена, причем, по царскому указу Троицкая церковь и уже целый административный комплекс зданий: волостное управление, земское училище (там, где сейчас расположена музыкальная школа), церковно-приходская школа. И опять же был здесь и рынок, вернее, уже целый базар. Причем, чтобы построить все это, местной власти того времени пришлось изъять у населения часть уже обжитых участков и переселить батайчан дальше по Мостовой.

Интересны названия возникавших улиц: Солдатская (Фрунзе), Набережная (Половинко), Кузнечная (Энгельса), Колодезная (Ворошилова), Конная (М. Горького), Выгонная (1-й Пятилетки) и так далее.

Вот что сообщалось есаулом Дементьевичем о Батайске в справке статистическому комитету от 12 ноября 1904 года:

- заселенная площадь -1125000 кв. сажен - 450 га;

- протяженность мощеных улиц - нет;

- протяженность тротуаров - нет;

- общее число улиц -11;

- общественных садов, бульваров, улиц, обсаженных деревьями - нет;

- жилых строений - 2576, в том числе каменных - 20, крытых железом - 49, черепицей -13;

- освещение улиц - не освещены;

- число фонарей - нет;

- население: мужчин - 8674, женщин - 8942, всего – 17616 человек;

- наличие церквей и др. - 2 церкви, 2 часовни, 1 молитвенный дом, 2 кладбища;

- учебных заведений - 4 низших училища; -учеников: мужчин-316, женщин-105, всего-421 человек;

- воскресные школы - нет;

- вечерние курсы - нет;

- библиотек - нет;

- больниц - нет;

- врачи - 1, фельдшер - 1 и 1 повивальная бабка,

- -трактиры и пр. - 1 трактирное заведение, 3 харчевни, 1 казенная чайная, 8 постоянных дворов;

- промышленность - 1 гильзовая фабрика, 78 рабочих, стоимость годовой продукции - 55000 руб.;

- театры, выставки и иные народные развлечения - нет;

- типографии - нет;

- газеты и журналы - нет;

- почта, телефон, телеграф - нет. Пересыльная при волостном управлении с 300 арестантами в год;

- извозчики и др. виды городского транспорта - нет;

- освещение в домах - керосиновое;

- стоимость важнейших продуктов (за фунт): сахар – 15 коп., хлеб пшеничный - 3 коп., мясо -11 коп.;

-наемная плата чернорабочим (в год): мужчине - 80руб., женщине - 40 руб.;

- число нищих в городе -18;

- штат городской полиции -1, заседатель -1, урядник, 60 полицейских.

Бюджет города - 7018 рублей дохода, 7018 руб. расхода в год.

Железнодорожные пути сообщения - имеется станция. Батайск и при ней депо.

Погрузка и выгрузка совершенно незначительные, пассажирское движение тоже.

Другие особенности - других особенностей нет.

С началом строительства в 1860 году Владикавказской железной дороги (сейчас - С-К ж. д.) начала разрастаться и восточная часть города. На улице Крупской, которая тогда называлась Старовокзальной, было построено первое здание вокзала - деревянное и одноэтажное. На месте поликлиники № 1 также была больница, за ней - ветлечебница. А дальше простиралось большое кладбище. Оно было уничтожено уже в 50-е - 60-е годы нашего столетия. Жизнь требовала своего.

Так рос наш город. Основной виток его развития пришелся все же на начало века. После ввода в эксплуатацию Владикавказской дороги развитию Батайска стал способствовать железнодорожный узел. К концу 30-х были открыты 3 больницы, 3 детских сада, молзавод, хлебозавод, завод "Втормет".

А что было дальше?

назад