Что было, когда
нас не было ... [Текст]: [краткие исторические сведения о г.Батайске]
/ подгот. С. Шишканова //
Вперед. – 1998. – 20 июня.
О том, каким был Батайск до того, как стал городом рассказывает первый архитектор П.И. Оноколов
- Вообще-то, дорогие батайчане, это сегодня мы с вами умеем делать колбасу, шить обувь и освоили производство
кирпича. А предки наши были хлеборобами и землепашцами. Именно для освоения новых земель сюда и приехали первые
семьи. Фамилии их известны. Батайск начался с пяти семей - Серебрянские, Темниковы, Лисуновы, Жилины и, видимо, Гранкины. Поселились они в 1780 году в том месте, где сейчас
находится переулок Малый. Не то что города, даже села в те
годы еще не было. Но уже к концу XVIII века здесь была построена первая церковь - Михайловская, волостное
управление, возник и своеобразный торговый центр в виде
небольшого рынка.
В том месте, где начинается улица Куйбышева, была
пристань и мост, так как протекала здесь речка Широкая.
Кстати, об улице Куйбышева. Одна из центральных
магистралей города сегодня, она и тогда играла не последнюю
роль. Называясь Мостовой, она была, в принципе, тем
местом, от которого начал разрастаться наш город и
передвигался центр.
Так, уже в 1840 году центр переместился выше – на
перекресток улиц Куйбышева и Азовской. Опять же здесь
была построена, причем, по царскому указу Троицкая церковь
и уже целый административный комплекс зданий: волостное
управление, земское училище (там, где сейчас расположена
музыкальная школа), церковно-приходская школа. И опять же
был здесь и рынок, вернее, уже целый базар. Причем, чтобы построить все это, местной власти того времени пришлось
изъять у населения часть уже обжитых участков и переселить
батайчан дальше по Мостовой.
Интересны названия возникавших улиц: Солдатская (Фрунзе), Набережная (Половинко), Кузнечная (Энгельса), Колодезная (Ворошилова), Конная (М. Горького), Выгонная
(1-й Пятилетки) и так далее.
Вот что сообщалось есаулом Дементьевичем о Батайске в
справке статистическому комитету от 12 ноября 1904 года:
-
заселенная площадь -1125000 кв. сажен -
- протяженность мощеных улиц - нет;
- протяженность тротуаров - нет;
- общее число улиц -11;
- общественных садов, бульваров, улиц, обсаженных
деревьями - нет;
- жилых строений - 2576, в том числе каменных - 20, крытых железом - 49, черепицей -13;
- освещение улиц - не освещены;
- число фонарей - нет;
- население: мужчин - 8674, женщин - 8942, всего – 17616 человек;
- наличие церквей и др. - 2 церкви, 2 часовни, 1 молитвенный дом, 2 кладбища;
- учебных заведений - 4 низших училища; -учеников: мужчин-316, женщин-105, всего-421 человек;
- воскресные школы - нет;
- вечерние курсы - нет;
- библиотек - нет;
- больниц - нет;
-
врачи - 1, фельдшер - 1 и 1 повивальная бабка,
- -трактиры и пр. - 1 трактирное заведение, 3 харчевни, 1 казенная чайная, 8 постоянных дворов;
- промышленность - 1 гильзовая фабрика, 78 рабочих, стоимость годовой продукции - 55000 руб.;
- театры, выставки и иные народные развлечения - нет;
- типографии - нет;
- газеты и журналы - нет;
- почта, телефон, телеграф - нет. Пересыльная при
волостном управлении с 300 арестантами в год;
- извозчики и др. виды городского транспорта - нет;
- освещение в домах - керосиновое;
- стоимость важнейших продуктов (за фунт): сахар – 15 коп., хлеб пшеничный - 3 коп., мясо -11 коп.;
-наемная плата чернорабочим (в год): мужчине - 80руб., женщине - 40 руб.;
- число нищих в городе -18;
- штат городской полиции -1, заседатель -1, урядник, 60 полицейских.
Бюджет города - 7018 рублей дохода, 7018 руб. расхода в
год.
Железнодорожные пути сообщения - имеется станция. Батайск и при ней депо.
Погрузка и выгрузка совершенно незначительные, пассажирское движение тоже.
Другие особенности - других особенностей нет.
С началом строительства в 1860 году Владикавказской
железной дороги (сейчас - С-К ж. д.) начала разрастаться и восточная часть города. На улице Крупской, которая тогда
называлась Старовокзальной, было построено первое здание
вокзала - деревянное и одноэтажное. На месте поликлиники
№ 1 также была больница, за ней - ветлечебница. А дальше
простиралось большое кладбище. Оно было уничтожено уже
в 50-е - 60-е годы нашего столетия. Жизнь требовала своего.
Так рос наш город. Основной виток его развития пришелся
все же на начало века. После ввода в эксплуатацию Владикавказской дороги развитию Батайска стал
способствовать железнодорожный узел. К концу 30-х были
открыты 3 больницы, 3 детских сада, молзавод, хлебозавод, завод "Втормет".
А что было дальше?