Погодинская, С. Слобода в болотах? Город
стратегического значения! [Текст]: [об истории г. Батайска] / Светлана
Погодинская // Вперед. – 2008. – 26 сент. – С. 9.
Наш родной город меняется на глазах.
За последние несколько лет он все больше обретает современные черты.
Все большее число горожан приобщается к полноценным коммунальным удобствам. Все больше становится асфальтированных дорог и настоящих тротуаров, они вытесняют примитивные пешеходные дорожки. Неузнаваемо изменился и продолжает меняться городской парк – центральное место отдыха батайчан. Все больше в общественных местах, возле торговых предприятий, в жилых микрорайонах и у частных домовладений появляется клумб, газонов, малых форм архитектуры в виде фонтанов и цветочных ваз. Как грибы, растут новые микрорайоны многоэтажных жилых домов... Появляются филиалы высших учебных заведений. Растет и население города... Всех добрых примет не перечесть.
Но чтобы оценить нынешние достижения, надо знать прошлое. И вот об этом прошлом слободы Батайской в своем историческом изыскании «Батайск. История» ярко, интересно и убедительно рассказал бывший главный архитектор города, который эту должность занимал не одно десятилетие, Павел Оноколов. Я думаю, он не обидится за то, что мы позаимствовали некоторые данные из его книги. Это необходимо было сделать, чтобы в канун Дня города дать пищу для размышления нашим жителям, проследить шаги развития Батайска.
Давайте, уважаемые читатели, посмотрим в прошлое Батайска, как в самый сильный бинокль, чтобы увидеть всего лишь некоторые, но важные отправные точки.
«В 1801 году сентября 19 дня по Указу его Величества государя императора Александра Павловича самодержца Всероссийского, прочая, прочая, прочая учинена межа Ростовского уезда селу Батайску, которое отмежевалось от смежных дач само собой с ее пашенными землями, сенными покосами и прочими угодьями, которые во владении состоят того села... По исчислению состоит пашенных земель - 4140 десятин 900 сажен, под поселением, огородами, чущебами и коноплянниками, в том числе и священною церковью служителей - 29 десятин 100 сажен, под болотами - тысяча, озерами, заливами, оврагами, искосами и под половиною речкою Кагальник и под крутостью оных берегов - 129 десятин 490 сажен...
Селу Батайскому осталось удобной и неудобной земли 23647 десятин, по последней поданной к ревизии оказалось сто два двора, мужского пола – 369 и женского - 315».
Итак, на заре XIX века наш Батайск по величине представлял собой средний хутор с двумя рядами строений, расположенный на болотах в устье реки Дон. Да и численность населения была небольшой. Как свидетельствуют другие исторические документы, Батайск основали беглые великоросские поселенцы из Екатеринославской губернии. В других же источниках говорится, что азовский губернатор Чертков в слободу Ба тайскую поселял людей великоросской нации.
Стечением времени население слободы росло, число улиц тоже увеличивалось. По первой переписи 1897 года среди населения села Батайск крестьян числилось 6555 мужчин, 6614 женщин. Казаков войска Донского мужчин было всего 8, женщин - 10. Из 13814 жителей крестьяне составляли 98,5 процента, то есть большинство. Как ни уговаривали атаманы войска Донского батайчан и койсужан (жителей соседнего села) вступить в казаки, ничего не вышло. Упрямыми оказались селяне. Они не побоялись даже самого могущественного атамана войска Донского Матвея Платова, возмущенно гарцевавшего на скакуне на площади Батайской слободы.
До 1805 года в Батайской слободе не было церкви. Ее жители ездили молиться и причащаться в Успенскую церковь села Койсуг. В 1805 году было получено разрешение на строительство новой Михайловской церкви, и за пять лет ее построили. Она была деревянной. Вокруг церкви к тому времени уже сформировался центр села. Там располагались волостное правление, сельское прикладное училище, площадь, рынок, несколько торговых лавок и другое. Позже и несколько дальше от центра появились два постоялых двора, харчевня и другие торговые лавки.
В Батайскую волость в 1857 году входили слобода Койсуг, хутора Кулешовка, Высочино, Кочеванчик, Самарский, села Ново-Николаевка, Ново-Батайск.
К 1864 году в селе Батайск появился лесопитомник, который занимал
площадь 14 десятин 199 сажен (чуть более
Со строительством железной дороги Ростов - Владикавказ и станции Батайск появились железнодорожные служащие, число которых с течением времени увеличивалось. Казенные рабочие и все, кто строил железную дорогу, в своем большинстве осели в Батайске. С тех пор начал формироваться рабочий класс, хотя процент крестьян по-прежнему оставался высоким. Стал обозначаться и пристанционный поселок.
В начале XX века Батайск продолжал бурно развиваться. По сведениям Донского статистического комитета, в 1904 году в селе Батайск насчитывалось 11 улиц и 13 переулков, две площади. Из 2576 жилых домов 1081 - деревянный, 20 - каменных и 1475 - цегловых.
Жители брали воду для питья и хозяйственных нужд из колодцев и близлежащих речек. Это можно только представить, сколько трудов стоило, чтобы обеспечить себя и свое хозяйство водой и как ценилась каждая ее капля!
В селе имелись две православные церкви (потом их стало больше), один молитвенный дом, четыре учебных заведения: три мужских и одно женское. В них обучался 421 учащийся. При казенной чайной действовала библиотека. В год ее посещали до 300 читателей. Кроме того, было восемь постоялых дворов и одна гильзовая фабрика.
В 1912 году начали строить окружную земскую больницу. В этом участвовали и жители соседнего села. «... По приговору койсугского сельского схода от 11 марта ... из своего бюджета ими на строительство больницы было выделено 500 рублей».
По кредитам Донской железной дороги в 1915 году станцию Батайск полностью переустроили. В четыре раза увеличили путевое хозяйство, заново построили производственные и служебные здания. В переулке Книжном и на улице Кирова возвели одно-двухэтажные многоквартирные жилые дома. Они отличались добротностью и капитальностью, поэтому сохранились до наших дней. Также были сооружены железнодорожный вокзал (нынешнее здание очень напоминает первоначальное), где разместили и почтовое отделение. Построили клуб, заложили парк железнодорожников. Впоследствии этот парк стал гордостью и главным местом отдыха батайчан.
После
строительства в 1911 году железнодорожной линии до Азова станция Батайск стала
крупным узлом на юге России, а село Батайск - крупным узлом наземного
транспорта. Из глухой слободы, затерянной среди болот и зарослей камыша, он
превратился в город, имеющий для страны важное стратегическое значение.