Назаров, Ю. Кто такие бродники? [Текст]: [о первых поселенцах сел Койсуг и Батайск] / Юрий Назаров // Мой Батайск. – 2008. - № 6. - С. 28.

 

Прошлое всегда привлекательно. Оно позволяет ощутить дух и колорит времени, словно раскрывает невидимый занавес.

 

Думаю, что в работах историков нашего города все же есть небольшой пробел - ничего не сказано о самых первых поселенцах Койсуга и Батайска. Попробую восполнить этот пробел.

Тем более, что я всегда интересовался историей и у меня сложилось четкое представление по этому вопросу, которое я почерпнул из многих источников.

В книге «Батайск. История» Павла Оноколова сказано: «При взятии Азова и Таганрога в 1769 году запорожцы и малоросские «бурлаки» немедленно появились на знакомых местах Койсуга и Батайска и своими зимовками крепко уселись тут». «Появились немедленно» - как это понимать? - спрашивает автор.

А в историческом очерке Грачева и Решетняка сказано: «В 1 223 году армия Джебе и Субедэя, переправляясь на правый берег Дона, встретилась с бродниками - это название группы людей указывает на характер их деятельности. Кроме рыбной ловли, они занимались перевозками на бродах рек».

Я думаю, что на бродах рек перевозить никого не надо. Да и какой может быть брод в низовьях Дона! Возможно, некоторые жители и занимались перевозками, но не бродники. А дело тут в том, что бродник, бурлак, гайдук, гайдамак, казак - это практически одно и то же, лишь с небольшой разницей во времени и народности, давшей название.

Вот значение этих слов по Далю.

Бродник - бродяга, кто произвольно покинул место жительства и скитается на чужбине. Гайда - иди, пошел. Гайдамак - легкий воин, вольница, разбойник. Гайдук (венгр) - гайдамак, воин, ратник. Бурлак - крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда, и также имеет значение неженатый, одинокий, шатун, бродяга, своевольный, дикий, грубый.

Казак (тюрк.) - скитаться, бродить. Киргизы себя тоже называли казак.

Вот гипотеза происхождения казаков от историка Гордеева, которая находит все больше сторонников и у нас, и за рубежом. Согласно этой версии формирование казачества шло на основе частей легкой конницы ордынского войска, в состав которой включались народы, покоренные или союзные, составлявшие пограничную службу еще со времен Тмутараканского царства. Выведенные с Кавказа черкесы, косоги (их вместе называли черными клобуками), бродники, а также рассеянная часть русских, украинцев, после распада орды оказавшихся на границах русских княжеств (отряды этой конницы под названием казаки, а название им дали тюркские народности, которых в войске орды было более 65 процентов), постепенно стали сливаться с русским народом. Именно бродников, с незапамятных времен живших на Кавказе, Дону, Крыму, многие исследователи считают непосредственными предками казаков. Позже бродники были оттес­нены в среднее Подонье, которое в литературе называлось Красным (Червленым) Яром.

Орда более чем терпимо относилась к православной христианской вере. Вот охранная грамота, данная Киевскому митрополиту: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать их служителей. Они свободны от податей и повинностей. Их города и села, леса и угодья принадлежат Богу, и сами они. Да помолятся они о нас!» Такой же грамотой были пожалованы и жители Дона - от Красного Яра до Белой Вежи и Хопра.

У Карамзина читаем: «Бродники, что встретились с войском Джабе, участвовали в сражении на Кальмиусе (Калке) 1223 года на стороне ордынцев под командой атамана Плоскиня».

Затем бродники неоднократно упоминаются в составе войск русских князей как наемная сила, вплоть до середины XIV века, и далее - под названием казаки. Вот вам и перевозки «на бродах рек»!

История бродников уходит в глубь веков. До Тмутараканского царства здесь были хазары. В Хазарском каганате жили иудеи, мусульмане и христиане. Вероятно, поэтому в Хазарии не было единства. Но славяне, русы находились в Хазарии в привилегированном положении - они составляли гвардию войска кагана.

И - VI век - сказано, что здесь жили роксоланы. На самом деле я считаю, что при переписке древних карт произошла ошибка либо ошибся сам составитель этих карт, так как это были русско-аланы и аланы (сейчас осетины), которые говорили на одном с русами языке. Вот пример: в районе селения Эльхотово раскопали древнее поселение под названием Дедяково. Видимо, как и у венгров, язык и облик алан из-за близкого присутствия турок изменился и принял современный вид. Мы видим, что все языки меняются во времени, так что удивляться и сомневаться не приходится.

И далее. По арабским и персидским источникам, Черное море называлось «Сурожским» и «Русским морем». Ну а история наша писана по византийским и греческим описаниям. А ведь у них всегда было предвзятое отношение к Руси! По их версии получается, что наша история начинается только с X века, хотя на самом деле еще задолго до этого на Руси были и князья, и княжества, не уступавшие греческим или римским царям и царствам. Да только они сами обескровили друг друга.

Проходя по Кавказу и Руси, Атила, царь гуннов, взял в союзники русов, которые в важных сражениях были в войске на флангах. И в покорении Рима гуннами тоже немалая доля русов.

Теперь вернемся к орде. Сильный удар по орде нанес в 1 391 году Тамерлан. Он разбил Тохтомыша на Волге и, пройдя в 1395 году по Кавказу, дошел до Ельца. Но, вынужденный вернуться, прошел по Дону до Азова, вырезая по пути всех иноверцев.

На правой стороне Дона постепенно заселялись казаки, а на левой - кочевые татары, ногайцы. Но и бродники тоже жили здесь. Об этом говорит название реки Ея - реку назвали кочевники Яня, получившие имя из-за обилия Иванов. Ваня по-татарски - Яня. И уже потом русские стали называть реку Ея.

Есть еще вопрос: почему в селе Самарском станция называется Каяла? Я думаю, тут связь с жившими здесь русами, видимо, это старинное название места.

назад