Назаров,
Ю. Кто такие бродники?
[Текст]: [о первых поселенцах сел Койсуг и Батайск] /
Юрий Назаров // Мой Батайск. – 2008. - № 6. - С. 28.
Прошлое всегда привлекательно. Оно позволяет ощутить дух и колорит времени, словно раскрывает невидимый занавес.
Думаю, что в работах историков
нашего города все же есть небольшой пробел - ничего не сказано
о самых первых поселенцах Койсуга и Батайска. Попробую восполнить этот
пробел.
Тем более, что я всегда интересовался историей и у меня сложилось
четкое представление по этому вопросу, которое я почерпнул из многих
источников.
В книге «Батайск. История» Павла
Оноколова сказано: «При взятии Азова
и Таганрога в 1769 году запорожцы и малоросские «бурлаки» немедленно появились на знакомых местах Койсуга и Батайска и своими зимовками крепко
уселись тут». «Появились немедленно» - как это понимать? - спрашивает автор.
А в историческом очерке Грачева и Решетняка сказано: «В 1 223 году армия
Джебе и Субедэя, переправляясь на
правый берег Дона, встретилась с бродниками - это название группы людей
указывает на характер их деятельности. Кроме рыбной ловли, они занимались
перевозками на бродах рек».
Я думаю, что на бродах рек перевозить никого не надо. Да и какой может
быть брод в низовьях Дона! Возможно, некоторые жители и занимались перевозками, но не бродники. А дело тут в
том, что бродник, бурлак, гайдук, гайдамак, казак - это практически одно и то
же, лишь с небольшой разницей во времени и народности, давшей название.
Вот значение этих слов по Далю.
Бродник - бродяга, кто произвольно
покинул место жительства и скитается на чужбине. Гайда - иди, пошел. Гайдамак - легкий воин, вольница, разбойник. Гайдук (венгр) - гайдамак, воин, ратник. Бурлак - крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на
речные суда, и также имеет значение неженатый, одинокий, шатун, бродяга, своевольный, дикий, грубый.
Казак (тюрк.) - скитаться, бродить. Киргизы себя тоже называли казак.
Вот гипотеза происхождения казаков
от историка Гордеева, которая находит
все больше сторонников и у нас, и за
рубежом. Согласно этой версии формирование казачества шло на основе
частей легкой конницы ордынского войска, в состав которой включались
народы, покоренные или союзные, составлявшие пограничную службу
еще со времен Тмутараканского царства. Выведенные с Кавказа черкесы, косоги (их вместе называли черными
клобуками), бродники, а также рассеянная часть русских, украинцев, после
распада орды оказавшихся на границах русских княжеств (отряды этой конницы
под названием казаки, а название им
дали тюркские народности, которых в
войске орды было более 65 процентов), постепенно стали сливаться с русским
народом. Именно бродников, с незапамятных времен живших на Кавказе, Дону, Крыму, многие исследователи
считают непосредственными предками казаков. Позже бродники были оттеснены в среднее Подонье, которое в
литературе называлось Красным (Червленым) Яром.
Орда более чем терпимо относилась к православной христианской вере. Вот охранная грамота, данная
Киевскому митрополиту: «На Руси да
не дерзнет никто посрамлять церквей и
обижать их служителей. Они свободны от податей и повинностей. Их города и
села, леса и угодья принадлежат Богу, и сами они. Да помолятся они о нас!»
Такой же грамотой были пожалованы и жители Дона - от Красного Яра до
Белой Вежи и Хопра.
У Карамзина читаем: «Бродники, что встретились с войском Джабе, участвовали в сражении на Кальмиусе (Калке) 1223 года на стороне ордынцев под
командой атамана Плоскиня».
Затем бродники неоднократно упоминаются в составе войск русских князей
как наемная сила, вплоть до середины
XIV века, и далее - под названием казаки. Вот вам и перевозки «на бродах рек»!
История бродников уходит в глубь веков. До Тмутараканского царства здесь
были хазары. В Хазарском каганате жили иудеи, мусульмане и христиане. Вероятно, поэтому в Хазарии не было
единства. Но славяне, русы находились в Хазарии в привилегированном
положении - они составляли гвардию войска кагана.
И - VI век - сказано, что здесь жили
роксоланы. На самом деле я считаю, что при переписке древних карт произошла ошибка либо ошибся сам составитель этих карт, так как это были
русско-аланы и аланы (сейчас осетины), которые говорили на одном с русами языке. Вот пример: в районе селения
Эльхотово раскопали древнее поселение под названием Дедяково. Видимо, как и у венгров, язык и облик алан из-за
близкого присутствия турок изменился и принял современный вид. Мы видим, что все языки меняются во времени, так что удивляться и сомневаться не
приходится.
И далее. По арабским и персидским
источникам, Черное море называлось «Сурожским» и «Русским морем». Ну
а история наша писана по византийским
и греческим описаниям. А ведь у них
всегда было предвзятое отношение к Руси! По их версии получается, что
наша история начинается только с X века, хотя на самом деле еще задолго
до этого на Руси были и князья, и княжества, не уступавшие греческим или
римским царям и царствам. Да только они сами обескровили друг друга.
Проходя по Кавказу и Руси, Атила, царь гуннов, взял в союзники русов, которые в важных сражениях были в
войске на флангах. И в покорении Рима
гуннами тоже немалая доля русов.
Теперь вернемся к орде. Сильный
удар по орде нанес в 1 391 году Тамерлан. Он разбил Тохтомыша на Волге и, пройдя в 1395 году по Кавказу, дошел
до Ельца. Но, вынужденный вернуться, прошел по Дону до Азова, вырезая по
пути всех иноверцев.
На правой стороне Дона постепенно заселялись казаки, а на
левой - кочевые татары, ногайцы. Но
и бродники тоже жили здесь. Об этом
говорит название реки Ея - реку назвали
кочевники Яня, получившие имя из-за
обилия Иванов. Ваня по-татарски - Яня. И уже потом русские стали называть
реку Ея.
Есть еще вопрос: почему в селе
Самарском станция называется Каяла? Я думаю, тут связь с жившими здесь
русами, видимо, это старинное название места.