Васильева,
О. «Последний из могикан» [Текст]:
рассказ о последнем командире батайского
авиационного полка, гвардии полковнике, депутате городской Думы г. Батайска Симоненко Валерии Алексеевиче и его тяжелой
«шапке Мономаха» / Ольга Васильева, Елена Каверда //
Мой Батайск. – 2007. - № 1. – С. 32-33.
Опустел
аэродром, разрушается под колесами автомобильных гонщиков, да и от времени
взлетная полоса. Улетучился из Авиагородка запах авиационного керосина, вандалы
разрушили мемориал памяти 26 служащим полка, погибшим 8 августа 1988 года на
самолете АН-12, упавшем в Азовское море при заходе на посадку. Но каждый год, в
День ВВС СССР, собираются ветераны полка за русской рюмкой и продолжают
«летать», вспоминают о былых делах и, вытирая скупую мужскую слезу, мечтают о
возрождении полка. И среди них - последний комполка Валерий Симоненко. Он и
сегодня несет на себе непосильную ношу человека, который по
долгу службы вынужден был исполнять ненавистный приказ по расформированию
любимого 801-го учебного авиационного батайского
полка, с которым связано 29 лет жизни. Валерий Симоненко приехал сюда в 1975
году летчиком-инструктором взвода и прошел
путь от лейтенанта до полковника, от рядового до командира.
«Мужество - это не мода,
Скорая, быстротечная.
Мужество - суть мужчины
Прочная, долгая, вечная».
... Мужество - это то, что возникает из глубин души. И
надо ли спорить о том, насколько большую потребность в мужестве испытывают
люди героических профессий - космонавты, летчики! Опасность подстерегает
буквально на каждом шагу. Ведь человек в воздухе зависит от машины, от ее
поведения, ее состояния... И тогда ситуацию может спасти только профессионализм
и интуиция летчика... Всего этого у Валерия Симоненко с избытком. Потому и
взлетал всегда первым - прокладывал путь... По долгу
командира, но и по праву мастера, одного из лучших пилотов полка.
Но думал ли он, что бывают ситуации, в
которых этот опыт не лучший помощник? В которых главное - найти те, самые простые, душевные слова и
сказать их так, чтобы замерло сердце и чтобы не ожесточилась душа?...
Когда все зависит только от людей, от их
понимания? ...Он не раз мысленно представлял, как будет прощаться с полком, как
выйдет перед строем, всматриваясь напоследок в лица друзей, с которыми делил
тяготы летной службы, как скажет прощальные слова.
И вот этот день пришел...
... Комбат, одернув по привычке мундир,
вышел перед строем. Обвел взглядом колонны. Удивился необыкновенной тишине. Хотел
начать заранее обдуманную речь. Но не смог... Глаза отчего-то стали влажными, в
горле застрял комок. Он низко опустил голову, замер перед строем по стойке
«смирно». Он отдавал дань уважения людям, своим однополчанам, однополчанам
своего последнего в жизни полка... Тишина сделалась звонкою. Люди стояли, не
шелохнувшись, в свою очередь, отдавая дань уважения и признательности
последнему командиру.
... Он и тогда, и сегодня может спокойно
смотреть своим однополчанам в глаза. Потому что в такой дикой ситуации он не
бросил людей на произвол судьбы. Да, он выполнил свой служебный долг и
расформировал полк. Но - только после того, как помог приобрести с помощью
жилищных сертификатов жилье тем, кто нуждался. После того, как помог найти
работу тем, у кого не было выслуги и кто не мог
«просто уволиться» из армии, как это сделал комполка... После того, как
передал всю материально-техническую базу своему преемнику, которого сам
назначил... После того, как «определил» все 120 самолетов: 90 передал другим
авиационным полкам, 30 пришлось порезать... После того, как отдал на
сохранение в городской музей истории все экспонаты авиационного музея... Он не
мог позволить себе похоронить память о героях-летчиках, о людях своего полка...
Размышления
вслух:
Мне
тогда было 44 года. И вдруг в один миг все закончилось: карьера, работа...
Самое главное - я потерял любимое дело! Дело всей жизни, без которого себя
просто не мыслил. Другим было не легче. Я увидел, насколько тяжело дается
нашему брату-летчику уход из своей специальности. Многие стали откровенно
спиваться. Я не мог себе этого позволить: жена умерла, надо было ставить на
ноги двоих детей. Я сказал себе: «Валера, не попей-ка годик, вникни в
гражданскую жизнь». Год не пил, вникал. Но так и не понял, что происходит в
этой новой жизни. Я решил не попить еще годик, а потом еще и еще... В общем, с
тех пор 9 лет вообще не беру в рот никакого спиртного.
Батайский авиационный полк - это
первоначальная подготовка летчиков. Здесь учили молодежь всему, начиная с того,
что такое аэродром, куда и как по нему ходить, где находится стоянка самолетов,
где рулевые дорожки...
Чтобы получить летчика
истребителя-бомбардировщика, необходимо было учить его летать 2 года на
учебных и 2 года на боевых самолетах.
Симоненко был начальником всей начальной
подготовки, вплоть до бомбометания, но только на своем типе самолетов.
Дальнейшее обучение летчики проходили в Ейском или Таганрогском
полках...
Раньше была целая сеть училищ для
подготовки летчиков для ВВС страны: бомбардировочной
авиации, военно-транспортной и дальней авиации, ВВС противовоздушной обороны,
истребительной авиации... Все это было! Было более десятка полков, где
курсанты проходили предполетную и летную подготовку. Только в одном Ейске было
4 авиаполка. Теперь все училища заменили одним Краснодарским авиационным -
слух режет, потому что никак не вяжется с летной специальностью - институтом, который готовит летные
кадры для всей страны, а число полков настолько урезали, что их практически не
осталось... Расформирован примерно в то же время, что и батайский,
дислоцировавшийся в Таганроге сначала истребительный, потом
истребительно-бомбардировочный полк, а затем и полк штурмовой авиации... Та же
участь постигла Ейский авиационный полк...
Тем не менее, Симоненко благодарен судьбе
за трудности, за горький опыт, за трудную практику рабочих и армейских
будней... За все, что накопил за свою жизнь. Это помогает и сегодня.
Размышления
вслух:
- Будущее
нашей армии? Вопрос сложный. Сначала надо вспомнить, зачем и откуда возникла
армия. Когда впервые у человечества появилась необходимость защищать себя -
когда появились государства. Армия это серьезное обременение для государства:
ничего не производит, только потребляет. И сегодня раздается много голосов, что
армия не нужна. Но умные люди предупреждают: если вы не хотите содержать свою
армию, будете содержать армию противника, потому что одностороннее разоружение
не решит проблемы мира. Стоит России ослабить свои позиции на каком-то
направлении - эти позиции тут же захватывают другие страны.
Как быть в такой ситуации? Ответ один:
возрождать свою армию! Во-первых, Россия всегда придерживалась оборонной доктрины
- ничего не захватывать. Во-вторых, разговоры о том, что у государства нет средств на содержание армии и что эти средства могли бы
пойти на социальную сферу, развитие производства и т.д., не совсем корректны.
Потому что нет армии, но все равно нет экономики, нет производства, по-прежнему
не развита социальная сфера... Значит, дело совсем не в этом. А в чем? Это
вопрос политический, цель которого - ослабить военную мощь России.
Размышления
вслух:
- Долгое время после расформирования полка и училища я
считал это чьей-то стратегической ошибкой и надеялся, что там, наверху, скоро
«спохватятся». Пройдет немного времени, думал я, и про нас вспомнят, мы еще
послужим Родине... И ждал.
...Но время шло, а о возрождении полка и
речи не велось. В авиации вообще творилось что-то невообразимое.
И Симоненко понял, что расформирование батайского полка никакая не ошибка, а чья-то страшная
стратегия.
А это значит, что сегодня некому делать
из мальчиков мужчин, а из курсантов - летчиков...
Размышления
вслух:
- Знаете, как меняется психика у молодого человека
после совершения им первого самостоятельного полета? Через 7 минут он
становится мужчиной, готовым отвечать за себя и брать ответственность за других...
Чтобы выработать эффективную методику
обучения и подготовки летчиков, максимально продлить период боеспособности
летчика, проводился ряд экспериментов. Одну группу курсантов начинали обучать
на самолетах типа «кукурузник». И получали летчика-весельчака, балагура... Но
он оказывался неспособным летать на боевых машинах. Другую группу сразу
«сажали» на боевые машины. И выходили... старики в полном смысле этого слова,
с выработанным летным и человеческим ресурсом. На основе этих данных была
создана методика обучения летчиков, которые могли потом летать не менее десяти
лет.
Сам он летал ... 29 лет. Он и сегодня не
списанный летчик... Он просто уволился, а потом, чтобы не потерять
квалификацию, еще три года летал в качестве летчика ДОСААФ.
...Синеглазый, могучий, он излучает
доброту и спокойствие. Скупо роняет слова, тщательно и неторопливо подбирая их,
прежде чем сказать. Презирает жадных и трусливых. С детства выработал
уважительное отношение к людям с боевыми орденами на лацканах пиджаков.
Мальчишкой донимал отца-фронтовика просьбами рассказать о войне и подвигах.
Уже тогда без колебаний определил свою профессию: армия, летные войска и
упорно и всесторонне готовил себя к будущей профессии. И даже не мог думать о
том, что придет время осваивать совсем другую профессию - «профессию депутата»
городской Думы.
Размышления
вслух:
-
Как я стал депутатом 25-го округа? В 1998 году, когда я отдал гарнизон с
прекрасной инфраструктурой, налаженными связями с местной администрацией, был уверен,
что все это будет если не развиваться, то, по крайней мере, поддерживаться
новыми хозяевами. В то время в Авиагородке было 11 тысяч жителей. Но я ошибся.
Очень скоро в поселок пришло запустение. Видеть это было невыносимо, я сказал
себе: «Валера, а не пора ли тебе что-то сделать для родного городка?» -и я выставил свою кандидатуру на выборах в городскую Думу.
В сложнейшей борьбе я обошел пять кандидатов и победил. Люди мне поверили. Но
один человек, даже если он гений, без поддержки ничего не сделает. Спасибо
нашим людям, спасибо, что мэр нашего города В.В. Путилин такой увлеченный,
ценит инициативу и желание работать, и всегда идет навстречу. Сообща,
понемногу движемся вперед. Моя мечта - передать поселок городу.
.. .Летчики - дети трех измерений, их сущность - объем.
Они жаждут пространства, как хлеба. Пилот - это крепкий орешек для природы. Он
серьезен перед лицом опасности. Ибо уважает ее, а не пренебрегает ею.
Он горд и знающ, но скромен, ибо
понимает, что не одно поколение авиаторов незримо стоит за его спиной. Их дар -
величайший дар, может быть, самое дорогое из всех наследий мира. Путь в небо -
это путь мужества, талант, воля и отвага.
...Валерий Симоненко перестал летать
только недавно... А раньше, после расформирования полка, он все время летал...
во сне.