Васильева, О. «Последний из могикан» [Текст]: рассказ о последнем командире батайского  авиационного полка, гвардии полковнике, депутате городской Думы г. Батайска Симоненко Валерии Алексеевиче и его тяжелой «шапке Мономаха» / Ольга Васильева, Елена Каверда // Мой Батайск. – 2007. - № 1. – С. 32-33.

Опустел аэродром, разрушается под колесами автомобильных гонщиков, да и от времени взлетная полоса. Улетучился из Авиагородка запах авиационного керосина, вандалы разрушили мемориал памяти 26 служащим полка, погибшим 8 августа 1988 года на самолете АН-12, упавшем в Азовское море при заходе на посадку. Но каждый год, в День ВВС СССР, собираются ветераны полка за русской рюм­кой и продолжают «летать», вспоминают о былых делах и, вы­тирая скупую мужскую слезу, мечтают о возрождении полка. И среди них - последний комполка Валерий Симоненко. Он и сегодня несет на себе непосильную ношу человека, который по долгу служ­бы вынужден был исполнять ненавистный приказ по расформиро­ванию любимого 801-го учебного авиационного батайского полка, с которым связано 29 лет жизни. Валерий Симоненко приехал сюда в 1975 году летчиком-инструктором взвода и прошел   путь от лейтенанта до полковника, от рядового до командира.

«Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная.

Мужество - суть мужчины

Прочная, долгая, вечная».

... Мужество - это то, что возникает из глубин души. И надо ли спорить о том, насколько большую потребность в мужестве испы­тывают люди героических профессий - космонавты, летчики! Опас­ность подстерегает буквально на каждом шагу. Ведь человек в воздухе зависит от машины, от ее поведения, ее состояния... И тогда ситуацию может спасти только профессионализм и интуиция летчика... Всего этого у Валерия Симоненко с избытком. Потому и взлетал всегда первым - прокладывал путь... По долгу команди­ра, но и по праву мастера, одного из лучших пилотов полка.

Но думал ли он, что бывают ситуации, в которых этот опыт не лучший помощник? В которых главное - найти те, самые простые, душевные слова и сказать их так, чтобы замерло сердце и чтобы не ожесточилась душа?...

Когда все зависит только от людей, от их понимания? ...Он не раз мысленно представлял, как будет прощаться с полком, как выйдет перед строем, всматриваясь напоследок в лица друзей, с которыми делил тяготы летной службы, как скажет про­щальные слова.

И вот этот день пришел...

... Комбат, одернув по привычке мундир, вышел перед строем. Обвел взглядом колонны. Удивился необыкновенной тишине. Хо­тел начать заранее обдуманную речь. Но не смог... Глаза отчего-то стали влажными, в горле застрял комок. Он низко опустил голову, замер перед строем по стойке «смирно». Он отдавал дань ува­жения людям, своим однополчанам, однополчанам своего после­днего в жизни полка... Тишина сделалась звонкою. Люди стояли, не шелохнувшись, в свою очередь, отдавая дань уважения и признательности последнему командиру.

... Он и тогда, и сегодня может спокойно смотреть своим одно­полчанам в глаза. Потому что в такой дикой ситуации он не бросил людей на произвол судьбы. Да, он выполнил свой служебный долг и расформировал полк. Но - только после того, как помог приобре­сти с помощью жилищных сертификатов жилье тем, кто нуждался. После того, как помог найти работу тем, у кого не было выслуги и кто не мог «просто уволиться» из армии, как это сделал компол­ка... После того, как передал всю материально-техническую базу своему преемнику, которого сам назначил... После того, как «оп­ределил» все 120 самолетов: 90 передал другим авиационным пол­кам, 30 пришлось порезать... После того, как отдал на сохранение в городской музей истории все экспонаты авиационного музея... Он не мог позволить себе похоронить память о героях-летчиках, о людях своего полка...

Размышления вслух:

Мне тогда было 44 года. И вдруг в один миг все закончилось: карьера, работа... Самое главное - я потерял любимое дело! Дело всей жизни, без которого себя просто не мыслил. Другим было не легче. Я увидел, насколько тяжело дается нашему брату-летчику уход из своей специальности. Многие стали откровен­но спиваться. Я не мог себе этого позволить: жена умерла, надо было ставить на ноги двоих детей. Я сказал себе: «Валера, не попей-ка годик, вникни в гражданскую жизнь». Год не пил, вни­кал. Но так и не понял, что происходит в этой новой жизни. Я решил не попить еще годик, а потом еще и еще... В общем, с тех пор 9 лет вообще не беру в рот никакого спиртного.

Батайский авиационный полк - это первоначальная подготовка летчиков. Здесь учили молодежь всему, начиная с того, что такое аэродром, куда и как по нему ходить, где находится стоянка само­летов, где рулевые дорожки...

Чтобы получить летчика истребителя-бомбардировщика, не­обходимо было учить его летать 2 года на учебных и 2 года на боевых самолетах.

Симоненко был начальником всей начальной подготовки, вплоть до бомбометания, но только на своем типе самолетов. Дальнейшее обучение летчики проходили в Ейском или Таганрогском полках...

Раньше была целая сеть училищ для подготовки летчиков для ВВС страны: бомбардировочной авиации, военно-транспортной и дальней авиации, ВВС противовоздушной обороны, истребитель­ной авиации... Все это было! Было более десятка полков, где курсанты проходили предполетную и летную подготовку. Только в одном Ейске было 4 авиаполка. Теперь все училища заменили од­ним Краснодарским авиационным - слух режет, потому что никак не вяжется с летной специальностью - институтом, который гото­вит летные кадры для всей страны, а число полков настолько уре­зали, что их практически не осталось... Расформирован примерно в то же время, что и батайский, дислоцировавшийся в Таганроге сначала истребительный, потом истребительно-бомбардировочный полк, а затем и полк штурмовой авиации... Та же участь по­стигла Ейский авиационный полк...

Тем не менее, Симоненко благодарен судьбе за трудности, за горький опыт, за трудную практику рабочих и армейских будней... За все, что накопил за свою жизнь. Это помогает и сегодня.

Размышления вслух:

-           Будущее нашей армии? Вопрос сложный. Сначала надо вспомнить, зачем и откуда возникла армия. Когда впервые у человечества появилась необходимость защищать себя - когда появились государства. Армия это серь­езное обременение для государства: ничего не производит, только потребляет. И сегодня раздается много голосов, что армия не нужна. Но умные люди предупреждают: если вы не хотите содержать свою армию, будете содержать армию противника, потому что одностороннее разору­жение не решит проблемы мира. Стоит России ослабить свои позиции на каком-то направлении - эти позиции тут же захватывают другие страны.

Как быть в такой ситуации? Ответ один: возрождать свою ар­мию! Во-первых, Россия всегда придерживалась оборонной докт­рины - ничего не захватывать. Во-вторых, разговоры о том, что у государства нет средств на содержание армии и что эти средства могли бы пойти на социальную сферу, развитие производства и т.д., не совсем корректны. Потому что нет армии, но все равно нет экономики, нет производства, по-прежнему не развита социальная сфера... Значит, дело совсем не в этом. А в чем? Это вопрос политический, цель которого - ослабить военную мощь России.

Размышления вслух:

- Долгое время после расформирования полка и училища я считал это чьей-то стратегической ошибкой и надеялся, что там, наверху, скоро «спохватятся». Пройдет немного време­ни, думал я, и про нас вспомнят, мы еще послужим Родине... И  ждал.

...Но время шло, а о возрождении полка и речи не велось. В авиации вообще творилось что-то невообразимое.

И Симоненко понял, что расформирование батайского полка никакая не ошибка, а чья-то страшная стратегия.

А это значит, что сегодня некому делать из мальчиков мужчин, а из курсантов - летчиков...

Размышления вслух:

- Знаете, как меняется психика у молодого человека после совершения им первого самостоятельного полета? Через 7 минут он становится мужчиной, готовым отвечать за себя и брать ответственность за других...

Чтобы выработать эффективную методику обучения и подго­товки летчиков, максимально продлить период боеспособности летчика, проводился ряд экспериментов. Одну группу курсантов начинали обучать на самолетах типа «кукурузник». И получали летчика-весельчака, балагура... Но он оказывался неспособным ле­тать на боевых машинах. Другую группу сразу «сажали» на бое­вые машины. И выходили... старики в полном смысле этого слова, с выработанным летным и человеческим ресурсом. На основе этих данных была создана методика обучения летчиков, которые могли потом летать не менее десяти лет.

Сам он летал ... 29 лет. Он и сегодня не списанный летчик... Он просто уволился, а потом, чтобы не потерять квалификацию, еще три года летал в качестве летчика ДОСААФ.

...Синеглазый, могучий, он излучает доброту и спокойствие. Скупо роняет слова, тщательно и неторопливо подбирая их, преж­де чем сказать. Презирает жадных и трусливых. С детства вырабо­тал уважительное отношение к людям с боевыми орденами на лац­канах пиджаков. Мальчишкой донимал отца-фронтовика просьба­ми рассказать о войне и подвигах. Уже тогда без колебаний опреде­лил свою профессию: армия, летные войска и упорно и всесторон­не готовил себя к будущей профессии. И даже не мог думать о том, что придет время осваивать совсем другую профессию - «профес­сию депутата» городской Думы.

Размышления вслух:

- Как я стал депутатом 25-го округа? В 1998 году, когда я отдал гарнизон с прекрасной инфраструктурой, налаженны­ми связями с местной администрацией, был уверен, что все это будет если не развиваться, то, по крайней мере, поддержи­ваться новыми хозяевами. В то время в Авиагородке было 11 тысяч жителей. Но я ошибся. Очень скоро в поселок пришло запустение. Видеть это было невыносимо, я сказал себе: «Валера, а не пора ли тебе что-то сделать для родного городка?» я выставил свою кандидатуру на выборах в городскую Думу. В сложнейшей борьбе я обошел пять кандидатов и победил. Люди мне поверили. Но один человек, даже если он гений, без поддержки ничего не сделает. Спасибо нашим людям, спасибо, что мэр на­шего города В.В. Путилин такой увлеченный, ценит инициативу и желание работать, и всегда идет на­встречу. Сообща, понемногу движемся вперед. Моя меч­та - передать поселок городу.

.. .Летчики - дети трех измерений, их сущность - объем. Они жаждут пространства, как хлеба. Пилот - это креп­кий орешек для природы. Он серьезен перед лицом опас­ности. Ибо уважает ее, а не пренебрегает ею.

Он горд и знающ, но скромен, ибо понимает, что не одно поколение авиаторов незримо стоит за его спиной. Их дар - величайший дар, может быть, самое дорогое из всех наследий мира. Путь в небо - это путь мужества, талант, воля и отвага.

...Валерий Симоненко перестал летать только недав­но... А раньше, после расформирования полка, он все время летал... во сне.

 

 

назад