Сафонов, И. «Путеводитель» [Текст]: сделать ремонт в горящей топке паровоза, стать машинистом в 19 лет и пройти миллион километров без единой аварии – это все Петр Руденко/ И. Сафонов // Вперед. – 2018. – 28 февраля (№ 8). – С. 29.
Десять дней назад в небольшом доме на улице
Ворошилова 90-летний юбилей отметил человек великой силы воли, о чьей судьбе
нужно слагать песни и снимать фильмы, чьему стремлению к цели, терпению и
работоспособности нужно учить школьников.
Петр Руденко родился 18 февраля 1928 года, когда Батайск еще называли селом. Жил он улице Ворошилова, которая в разные годы называлась то Колодезным переулком, то Победы. Его отец работал осмотрщиком вагонов в депо, мама занималась домашним хозяйством. В 1936 году маленький мальчик отправился в школу, где успел окончить 7 классов.
В 1943 году, сразу после освобождения Батайска, когда от железной дороги на войне зависело если не все, то очень многое, 15-летний парень уже не мог сидеть за партой. Он стал кормильцем семьи, мужчиной. Петр устраивается учеником слесаря по ремонту паровозов, в этом же году ему поручают должности кочегара и помощника машиниста.
- Мне было 15 лет, когда я пришел в депо. Тогда умер отец, поэтому вопросов о работе даже не возникло. Я успевал учиться (в депо, - прим. ред.), взрослым помогать, а уж стоять за штурвалом паровоза для меня было пределом мечты и гордости. Мы были худые, голодные, перемазанные углем, одеты неизвестно во что. За смену кидали от восьми до 10 тонн угля. В то время нам казалось, что все заботы по плечу, что мы самые сильные! – вспоминает Петр Алексеевич.
Жизнь в
освобожденном Батайске была очень тяжелой. Мальчишки м девчонки работали
наравне со взрослыми, невзирая на усталость и постоянный голод. Ежедневный
паек очень скуден –
МЫ В ОГНЕ НЕ ГОРИМ
Затем Петр Руденко стал помощником машиниста, ему приходилось много разъезжать по области.
- Даже после освобождения города бомбежки не прекращались. Поездка под градом бомб – обычное дело. Затем разбирали завалы, чистили канавы, восстанавливали постройки. А налеты совершали часто, делая упор именно на железную дорогу. Эти стальные артерии, питающие фронт, все не давали немцам покоя. Очень часто приходилось искать в буквальном смысле щели , чтобы забиться в них и переждать очередной налет – вспоминает юбиляр.
Была история, когда везли состав с раненными. В какой-то момент локомотив просто встал на открытой местности – лопнула дымогарная труба, и топка начала заливаться водой. Будучи маленьким мальчиком, приходилось укутываться в мокрое тряпье, залезть в топку, где пылал уголь, и пытаться хоть как-то починить. Обжег тогда руки, лицо… однако получилось – локомотив тронулся дальше, все обошлось.
Победу в Великой Отечественной Петр Руденко встретил вместе с мамой. После этого жизнь стала понемногу налаживаться, хотя впереди всех ждал невероятно сложный путь восстановления родного города.
19-ЛЕТНИЙ МАШИНИСТ
В 1947 году Петр Руденко уже был опытным помощником машиниста, его направили учиться в дорожную школу машинистов. Оттуда он вернулся в депо Батайска, долгое время был самым младшим машинистом в депо. Его первые наставники – Алексей Землянов и Даниил Пазин – всегда учили делать свою работу максимально полно и честно, чтобы затем не краснеть за результат.
Одним из первых Петр Руденко получил права на управление тепловозом и электровозом. Ему доверяли водить и сложные составы, когда время передвижения отслеживалось специальными «органами» буквально по секундам.
Обкатку новых локомотивов доверяли тоже ему. Именно Петру Руденко принадлежит инициатива вождения тяжеловесных и длинносоставных локомотивов. Продвигать это новшество приходилось буквально с боем. Противники идеи приводили самые разные аргументы: локомотивы изнашиваются, пути чаще нужно ремонтировать. Однако выхода не было, ведь все станции забивались грузами, а поезда стояли практически впритык друг к другу.
За все время
работы на железной дороге Петр Алексеевич удостоен знака «За безаварийный
пробег на локомотиве 1000000 км». И это при том, что
самый длинный маршрут в пределах Северо-Кавказской
железной дороги составляет всего
«ЭТО ЗАСЛУГИ СУПРУНИ!»
- Если мне нужно встать в два часа ночи и отправиться в путь, то жена встанет вместе со мной , проводить. Так же и при возвращении из рейса, а ведь у нее свои дела по хозяйству, да и детишки тоже внимания требуют. Я всегда говорил и сейчас уверен в этом, что многие мои заслуги – это заслуги и супруги! – улыбается Петр Алексеевич.
После выхода на пенсию в 1983 году Петр Руденко не оставил рабочего места, продолжил водить поезда. Был членом бюро горкома партии и обкома партии, депутатом городского совета народных депутатов, делегатом 25-го съезда КПСС. По его же словам, дома практически не жили.
Сейчас Петр Алексеевич живет в своем уютном доме с родными. Если раньше он уделял все свое время работе, то теперь исключительно домашним заботам и близким. Надеемся, его жизненный путь не забудется земляками, не затрется мишурой повседневности, а станет путеводителем для тех, у кого жизнь только начинается.
Досье «Вперед»
НАГРАДЫ ПЕТРА РУДЕНКО
Подготовил Илья Сафонов
по материалам научно-исследовательской работы
Екатерины Жуковой, учащейся МБОУ СОШ №2