Сафонов, И. «Путеводитель» [Текст]: сделать ремонт в горящей топке паровоза, стать машинистом в 19 лет и пройти миллион километров без единой аварии – это все Петр Руденко/ И. Сафонов // Вперед. – 2018. – 28 февраля (№ 8). – С. 29.

 

Десять дней назад в небольшом доме на улице Ворошилова 90-летний юбилей отметил человек великой силы воли, о чьей судьбе нужно слагать песни и снимать фильмы, чьему стремлению к цели, терпению и работоспособности нужно учить школьников.

 

300 ГРАММОВ ХЛЕБА + ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД

Петр Руденко родился 18 февраля 1928 года, когда Батайск еще называли селом. Жил он улице Ворошилова, которая в разные годы называлась то Колодезным переулком, то Победы. Его отец работал осмотрщиком вагонов в депо, мама занималась домашним хозяйством. В 1936 году маленький мальчик отправился в школу, где успел окончить 7 классов.

В 1943 году, сразу после освобождения Батайска, когда от железной дороги на войне зависело если не все, то очень многое, 15-летний парень уже не мог сидеть за партой. Он стал кормильцем семьи, мужчиной. Петр устраивается учеником слесаря по ремонту паровозов, в этом же году ему поручают должности кочегара и помощника машиниста.

- Мне было 15 лет, когда я пришел в депо. Тогда умер отец, поэтому вопросов о работе даже не возникло. Я успевал учиться (в депо, - прим. ред.), взрослым помогать, а уж стоять за штурвалом паровоза для меня было пределом мечты и гордости. Мы были худые, голодные, перемазанные углем, одеты неизвестно во что. За смену кидали от восьми до 10 тонн угля. В то время нам казалось, что все заботы по плечу, что мы самые сильные! – вспоминает Петр Алексеевич.

Жизнь в освобожденном Батайске была очень тяжелой. Мальчишки м девчонки работали наравне со взрослыми, невзирая  на усталость и постоянный голод. Ежедневный паек очень скуден – 300 граммов хлеба, 100 граммов колбасы и 40 сахара. Но о голоде некогда было думать, каждый знал, что нужно выстоять, победить.

 

МЫ В ОГНЕ НЕ ГОРИМ

Затем Петр Руденко стал помощником машиниста, ему приходилось много разъезжать по области.

- Даже после освобождения города бомбежки не прекращались. Поездка под градом бомб – обычное дело. Затем разбирали завалы, чистили канавы, восстанавливали постройки. А налеты совершали часто, делая упор именно на железную дорогу. Эти стальные артерии, питающие фронт, все не давали немцам покоя. Очень часто приходилось искать в буквальном смысле щели , чтобы забиться в них и переждать очередной налет – вспоминает юбиляр.

Была история, когда везли состав с раненными. В какой-то момент локомотив просто встал на открытой местности – лопнула дымогарная труба, и топка начала заливаться водой. Будучи маленьким мальчиком, приходилось укутываться в мокрое тряпье, залезть в топку, где пылал уголь, и пытаться хоть как-то починить. Обжег тогда руки, лицо… однако получилось – локомотив тронулся дальше, все обошлось.

Победу в Великой Отечественной Петр Руденко встретил вместе с мамой. После этого жизнь стала понемногу налаживаться, хотя впереди всех ждал невероятно сложный путь восстановления родного города.

 

19-ЛЕТНИЙ МАШИНИСТ

В 1947 году Петр Руденко уже был опытным помощником машиниста, его направили учиться в дорожную школу машинистов. Оттуда он вернулся в депо Батайска, долгое время был самым младшим машинистом в депо. Его первые наставники – Алексей Землянов и Даниил Пазин – всегда учили делать свою работу максимально полно и честно, чтобы затем не краснеть за результат.

Одним из первых Петр Руденко получил права на управление тепловозом и электровозом. Ему доверяли водить и сложные составы, когда время передвижения отслеживалось специальными «органами» буквально по секундам.

Обкатку новых локомотивов доверяли тоже ему. Именно Петру Руденко принадлежит инициатива вождения тяжеловесных и длинносоставных локомотивов.  Продвигать это новшество приходилось буквально с боем. Противники идеи приводили самые разные аргументы: локомотивы изнашиваются, пути чаще нужно ремонтировать. Однако выхода не было, ведь все станции забивались грузами, а поезда стояли практически впритык друг к другу.

За все время работы на железной дороге Петр Алексеевич удостоен знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». И это при том, что самый длинный маршрут в пределах Северо-Кавказской железной дороги составляет всего 231 километр. Это сколько времени нужно провести в пути, чтобы заслужить такую награду!

 

«ЭТО ЗАСЛУГИ СУПРУНИ!»

- Если мне нужно встать в два часа ночи и отправиться в путь, то жена встанет вместе со мной , проводить. Так же и при возвращении из рейса, а ведь у нее свои дела по хозяйству, да и детишки тоже внимания требуют. Я всегда говорил и сейчас уверен в этом, что многие мои заслуги – это заслуги и супруги! – улыбается Петр Алексеевич.

После выхода на пенсию в 1983 году Петр Руденко не оставил рабочего места, продолжил водить поезда. Был членом бюро горкома партии и обкома партии, депутатом городского совета народных депутатов, делегатом 25-го съезда КПСС. По его же словам, дома практически не жили.

Сейчас Петр Алексеевич живет в своем уютном доме с родными. Если раньше он уделял все свое время работе, то теперь исключительно домашним заботам и близким. Надеемся, его жизненный путь не забудется земляками, не затрется мишурой повседневности, а станет путеводителем для тех, у кого жизнь только начинается.

 

Досье «Вперед»

НАГРАДЫ ПЕТРА РУДЕНКО

1945 г. – «Грамота трудовой славы» за выполнение обязательств Сталину

1947 г. – знак «Отличный паровозник»

1965 г. – знак «Почетный железнодорожник»

1972 г. – орден «Знак Почета» по итогам работы 8-й пятилетки

1967 г. – орден Ленина, избран делегатом 25-го съезда КПСС

1982 г. – звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина

1988 г. - звание «Почетный гражданин города Батайска»

2003 г. – звание «Почетный работник Северо-Кавказской железной дороги»

 

Подготовил Илья Сафонов

по материалам научно-исследовательской работы

Екатерины Жуковой, учащейся МБОУ СОШ №2