Мудрый, А. Дмитрий Иванович Любимов: первый ученый Батайска [Текст]: [об одном из авторов грозного оружия «Катюша»] / Александр Мудрый; рис. Э. Мудрой // Мой Батайск. – 2007. - № 3-4. – С. 44-45.

 

 

Д. И. Любимов родился в селе Батайск Донской губернии в 1882 году. Свою трудовую жизнь начал рано со службы в батайском депо, в качестве ученика слесаря, с жалованьем 40 рублей, затем перешел работать в Главные Ростов­ские мастерские Владикавказской железной дороги.

В трагической судьбе Дмитрия Любимова отразилась судьба тысяч людей.

Д.И. Любимов является одним из соавторов грозного оружия по прозванию «КАТЮША».

 

В Батайске прошли его детские и школь­ные годы, здесь он, гуляя по широким просторам полей, занимался охотой и рыбной ловлей. Ему бесконечно нравилось смотреть на весеннее половодье, когда пойма Дона между Ростовом и Батайском превращалась в бескрайнее море, когда у воды носятся кулики, кричат черно-белые чибисы, над ериками никнут плакучие ивы да плещет загулявшаяся на нересте рыба. Так было в те годы, еще до строительства Цим­лянского гидроузла. А после половодья луга покрывались зеленым ковром разнотравья, а в густых камышах гнездились утки, гага­ры и другая прелестная дичь. Донская древ­няя земля... Сегодня эту дивную красоту природы можно увидеть только в кино или во сне. Эта земля воспитала многих изве­стных людей. Воспитала она и Дмитрия Ивановича, точнее - воспитала в нем без­граничную любовь к Родине, которой он был верен до конца своей жизни.

В1910 году Любимов заканчивает Санкт-Петербургский технологический институт и возвращается на Дон - на Аксайский за­вод, где работает сначала инженером-ме­хаником, помощником директора, а с 1917 по 1920 годы иректором завода. С 1920 по 1923 годы Любимов на руководящей ра­боте в управлении Владикавказской желез­ной дороги. С первых дней установления советской власти на «буржуазных» специ­алистов начались гонения. И Дмитрий Любимов переходит на работу в Ростовские мастерские, где занимает должность заме­стителя начальника по производству.

В1914 году Д. И. Любимов блестяще защи­щает в Санкт-Петербурге диссертацию на соискание ученой степени, и ему присваи­вается звание «Доктор металла». В сегодняшней интерпретации - доктор техничес­ких наук. Тема работы - «Холодная обработ­ка металлов», он публикует по ней ряд книг, которые станут учебными пособиями для студентов.

Начиная с 1915 года, Любимов читает в вузах Ростова-на-Дону лекции, его приглашают для консультаций по техническому перевооружению предприятий, мнением ученого интересуются многие руководящие работники Северо-Кавказского края, к нему обращаются за добрым советом и помощью, и каждый человек находит у Дмитрия Ива­новича поддержку, сердечные слова и конк­ретные предложения. Он дает ряд ценных советов по строительству мостов между Ростовом и Батайском, работая в Управле­нии железной дороги, Любимов по долгу служ­бы часто бывал в Батайске, оказывал по­мощь в решении технических вопросов и выделении средств на реконструкцию батайского железнодорожного узла и развитие инфраструктуры села Батайск. В результа­те увеличения объемов работ паровозоре­монтные мастерские были преобразованы в завод. За время работы на паровозоре­монтном заводе Любимовым были разрабо­таны 23 научно-производственные работы, из которых были внедрены в производство 17, а в связи с уходом Любимова с завода остальные остались нереализованными. В те годы он часто выступает перед заводча-нами с докладами по такой тематике, как «Системы интенсификации прямого непос­редственного труда в литейных цехах», «Си­стемы интенсификации предоставленных средств на станках» и по другим. Под его руководством проводится большая работа по техническому перевооружению и реконструкции предприятия.

1 ноября 1929 года Дмитрий Иванович Любимов назначен главным инженером Северо-Кавказского краевого объединения «Строймеханизация», и здесь он отдает себя полностью. В 1922 году в связи с болезнью жены Елизаветы Дмитриевны врачи рекомендовали Любимовым оставить шумный Ростов, где они проживали в доме на Большой Садовой, и переехать в тихое место. Таким местом было выбрано село Батайск. Им предоставили участок земли для строи­тельства дома в переулке Крутом (ныне улица Островского), где сегодня проживает младшая дочь ученого Тамара Дмитриевна со своим сыном и внуками. Советская власть разрешила Дмитрию Ивановичу как доктору наук дополнительно построить и иметь свой отдельный кабинет для работы. Но счастье в новом доме оказалось совсем недолгим.

17 марта 1931 года во время нахождения по делам службы в Ростове Любимов был арестован органами ОГПУ. И сразу же был произведен обыск с целью найти компрометирующие материалы. У него изъяли 120 руб­лей 18 копеек, черный портфель и часы. А уже в ночь с 17 на 18-е марта 1931 года к дому №59 в переулке Крутом села Батайск подъехал «черный ворон». В дом вошли люди в форменных фуражках и стали бесцеремон­но производить в доме обыск, все было пе­ревернуто вверх дном, невзирая на плач жены и двух малолетних дочерей. Не найдя ничего, «люди в фуражках» уехали, сообщив жене, что ее муж арестован.

...Первые массовые репрессии на Дону начались еще в 1928 году, когда состоялся первый показательный суд-спектакль ново­го типа - Шахтинский процесс, или Шахтинское дело. Этот процесс на самом деле яв­лялся испытательным полигоном новой тех­нологии ля обвинений, основанных на так называемых «признаниях» подсудимых. То есть ложных самооговорах, добытых тер­рористическими методами у обвиняемых. По Шахтинскому делу обвинялось сразу 53 че­ловека. В чем же обвиняли несчастных лю­дей? Например, инженера Петрова обвиня­ли в том, что он поставил на шахту излиш­нее количество крепежного леса, инженера Васильева - в том, что не обеспечил надеж­ного крепления шахтных стволов, мастера Башкирова - в том, что своевременно не отремонтировал паропровод, прораба Са­мойлова - в том, что прорыл из шахты на поверхность ненужный, как считало след­ствие, дополнительный ход... Этот перечень «особо тяжких государственных преступле­ний» можно было бы еще долго продолжать, при такой постановке вопроса фактов «пре­ступной» деятельности любого человека можно было собрать сколько угодно. Суд про­должался полтора месяца. 11 человек были  приговорены к высшей мере наказания - рас­стрелу, остальные - к различным срокам заключения. Так закончился первый судеб­ный процесс о вредительстве, а дальше - пошло-поехало...

После этого нашумевшего дела стала на­бирать обороты репрессивно-политическая кампания против «вредителей» из числа «буржуазных специалистов». Все тюрьмы и изоляторы в 1930-1931 годах были перепол­нены представителями как технической, так и гуманитарной интеллигенции. Общее чис­ло арестованных уже тогда исчислялось десятками тысяч человек. В 1931 году орга­нами ОГПУ была вскрыта очередная «вредительская» организация на паровозоремон­тном заводе им. Ленина в Ростове-на-Дону. На скамье подсудимых оказалось 20 чело­век, куда входил и ранее работавший на этом заводе Д.И.Любимов. По этому делу вмес­те с ним проходили все руководящие и ин­женерно-технические работники завода ста­рой школы. Суд приговорил трех человек к расстрелу, другие осуждены к различным срокам заключения. Любимов был отправ­лен в концлагерь на 10 лет как участник кон­трреволюционной организации, ставившей своей целью свержение Советской власти путем создания кризисов на транспорте, в промышленности, - то есть Любимова обви­нили в преступлениях согласно ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР. В чем же конкретно заклю­чалась «вредительская деятельность» Д.И. Любимова? Он обвинялся в преждевремен­ной ликвидации одного из цехов завода, который был построен в начале 19 века, стоял с провалившейся крышей и на подпорках, а вместо него построил современный по тем временам тендерный цех, который действу­ет и сегодня. Кроме того, по мнению органов ОГПУ он построил ненужную теплоцентраль, расширил сталелитейный цех, привел в ка­тастрофическое состояние крановое и ста­ночное оборудование, а затем закупил в Гер­мании дорогостоящие станки и оборудова­ние. Все это как вредительство определила не компетентная ведомственная или вне­ведомственная комиссия, или техническая экспертиза, - а один малограмотный сотруд­ник ОГПУ Молчанов, имевший, как сказано в послужном списке, образование низшее и никогда не работавший на подобных произ­водствах.

В те годы 85% сотрудников ОГПУ имели низшее образование. А одним из самых об­разованных из них был министр Госбезопас­ности СССР B.C. Абакумов, ранее работав­ший упаковщиком, красноармейцем, началь­ником УНКВД Азово-Черноморского края и имевший неполное среднее образование.

Через 80 лет открылись многие тайны, одна из них- «политическое завещание» В.И. Ленина,  о котором знали только высшие партийные руководители да сотрудники ГПУ-ОГПУ-НКВД - как передовой отряд партии. В этом завещании Ленина есть такой пункт: «Все ученые и специалисты старой школы». За этой фразой и  скрывалась основная причина ареста Д.И. Любимова.

...И попал ученый, доктор наук Любимов в число рабочих-строителей Беломоро-Балтийского канала: копал землю да таскал тачки с землей. Рабочий день здесь длился 16 часов, в лагере была высо­кая смертность из-за болезней, особенно из-за сыпного тифа и дизентерии. Район Бело­морканала, берега Печоры, Игарки, Амура, якутской тайги и Крайнего Севера были усеяны костьми людей, погибших от тяжелой заботы, голода, холода, болезней, от пуль и прикладов палачей... По сведениям наркома юстиции Н.Крыленко, на Беломорканале работало: в 1933 году - 334 тысячи человек, в 1934 году - 510 тысяч человек, в 1935 году 21 тысяча человек, в 1936 году-1296ты­сяч человек.

90% составляли «раскулаченные» крес­тьяне, из которых более 100 тысяч человек погибли. Не все заключенные смогли выжить в таких зверских условиях, но Д.И. Любимов выжил и был направлен на строи­тельство другого канала - Москва-Волга, в Дмитровский исправительно-трудовой ла­герь (Дмитлаг). Особенно много людей гибло в осенне-зимний период. Сегодня по ка­налу ходят прогулочные катера и пароходы, возят москвичей да гостей столицы, а вок­руг- кости людей: кости на дне, кости в земле, кости в бетоне...

Но Любимову удалось выжить и на этот раз. Видимо, по той причине, что на этой стройке он был уже не простым каналокопателем, а инженером, а потом и заместителем главного инженера стройки.

Затем кому-то из руководителей стройки все же, видимо, пришла в голову мысль, что таких специалистов, как Любимов, в стране не так уж и много, и его направили на работу з секретное конструкторское бюро в Одинцово, под Москвой, где он вместе с другими инженерами сначала участвует в проекти­ровании и разработке отечественных элек­тровозов типа ВЛ-19, ВЛ-22, а затем, когда в Европе запахло порохом и почувствовалось приближение войны, его спешно перевели в другой отдел, создали все условия для творческой работы.

В бюро был создан хороший микроклимат, здесь вдоволь кормили хлебом, даже дава­ли ежедневно по 150 граммов сметаны. За хорошую работу Любимову разрешали свидания с семьей и неоднократно направляли для отдыха и лечения в санатории на побережье Черного моря. Отдел, в котором работал Любимов, занимался разработкой секретного реактивного оружия, которое впер­вые уже в сентябре 1941 года было применено, а позже сыграло большую роль в раз­громе фашистской Германии. Это оружие в народе прозвали «Катюша». Д.И. Любимов является одним из соавторов этого гроз­ного оружия. За хорошую и добросовест­ную работу Д.И. Любимов был досрочно освобожден из концлагеря.

Как ни странно, но самая трагическая полоса в жизни Любимова наступила пос­ле его освобождения из мест заключения. Он с большой радостью возвращается в родной Батайск к своей семье, строит пла­ны на будущее. Но осуществиться им было не дано. После непродолжительного отды­ха он пытается устроиться на работу в Батайске, Ростове или в другом месте, но натыкается на глухую стену: везде полу­чает отказ. И становится изгоем своей Родины. Не знал Дмитрий Иванович тогда о секретном циркуляре, предписывающем не принимать на работу бывших заключен­ных, врагов народа. Но как же жить?

После бессонных ночей и многомесяч­ных мытарств он был принят на неквалифицированную и малооплачиваемую рабо­ту под личную ответственность директо­ра завода «Вторчермет». На участке, где он работал, над ним насмехались, его уни­жали, ему хамили и вообще относились к нему с ненавистью, в глаза называли вра­гом народа.

Д.И. Любимов не смог вынести этих из­девательств и унижений над собой, и 22 апреля 1941 года бросился под последнее колесо последнего вагона уходящего поез­да. В кармане его брюк была обнаружена записка: «В смерти моей прошу никого не винить».

Так трагически закончилась жизнь талан­тливого человека, доктора технических наук, первого ученого города Батайска, пат­риота своей Родины Дмитрия Ивановича Любимова.

...Реабилитирован Дмитрий Иванович Любимов прокуратурой Ростовской области 31 мая 1989 года

 

 

 

 

назад