Мудрый, А. Дмитрий Иванович Любимов: первый
ученый Батайска [Текст]: [об одном из авторов грозного оружия «Катюша»] /
Александр Мудрый; рис. Э. Мудрой // Мой Батайск. –
2007. - № 3-4. – С. 44-45.
Д. И. Любимов родился в селе Батайск Донской губернии в 1882 году. Свою трудовую жизнь начал рано со службы в батайском депо, в качестве ученика слесаря, с жалованьем 40 рублей, затем перешел работать в Главные Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги.
В трагической судьбе Дмитрия Любимова отразилась судьба тысяч людей.
Д.И. Любимов является одним из соавторов грозного оружия по прозванию «КАТЮША».
В Батайске прошли его детские и школьные годы, здесь он, гуляя по широким просторам полей, занимался охотой и рыбной ловлей. Ему бесконечно нравилось смотреть на весеннее половодье, когда пойма Дона между Ростовом и Батайском превращалась в бескрайнее море, когда у воды носятся кулики, кричат черно-белые чибисы, над ериками никнут плакучие ивы да плещет загулявшаяся на нересте рыба. Так было в те годы, еще до строительства Цимлянского гидроузла. А после половодья луга покрывались зеленым ковром разнотравья, а в густых камышах гнездились утки, гагары и другая прелестная дичь. Донская древняя земля... Сегодня эту дивную красоту природы можно увидеть только в кино или во сне. Эта земля воспитала многих известных людей. Воспитала она и Дмитрия Ивановича, точнее - воспитала в нем безграничную любовь к Родине, которой он был верен до конца своей жизни.
В1910 году Любимов заканчивает Санкт-Петербургский технологический институт и возвращается на Дон - на Аксайский завод, где работает сначала инженером-механиком, помощником директора, а с 1917 по 1920 годы -директором завода. С 1920 по 1923 годы Любимов на руководящей работе в управлении Владикавказской железной дороги. С первых дней установления советской власти на «буржуазных» специалистов начались гонения. И Дмитрий Любимов переходит на работу в Ростовские мастерские, где занимает должность заместителя начальника по производству.
В1914 году Д. И. Любимов блестяще защищает в Санкт-Петербурге диссертацию на соискание ученой степени, и ему присваивается звание «Доктор металла». В сегодняшней интерпретации - доктор технических наук. Тема работы - «Холодная обработка металлов», он публикует по ней ряд книг, которые станут учебными пособиями для студентов.
Начиная с 1915 года, Любимов читает в вузах Ростова-на-Дону лекции, его приглашают для консультаций по техническому перевооружению предприятий, мнением ученого интересуются многие руководящие работники Северо-Кавказского края, к нему обращаются за добрым советом и помощью, и каждый человек находит у Дмитрия Ивановича поддержку, сердечные слова и конкретные предложения. Он дает ряд ценных советов по строительству мостов между Ростовом и Батайском, работая в Управлении железной дороги, Любимов по долгу службы часто бывал в Батайске, оказывал помощь в решении технических вопросов и выделении средств на реконструкцию батайского железнодорожного узла и развитие инфраструктуры села Батайск. В результате увеличения объемов работ паровозоремонтные мастерские были преобразованы в завод. За время работы на паровозоремонтном заводе Любимовым были разработаны 23 научно-производственные работы, из которых были внедрены в производство 17, а в связи с уходом Любимова с завода остальные остались нереализованными. В те годы он часто выступает перед заводча-нами с докладами по такой тематике, как «Системы интенсификации прямого непосредственного труда в литейных цехах», «Системы интенсификации предоставленных средств на станках» и по другим. Под его руководством проводится большая работа по техническому перевооружению и реконструкции предприятия.
1 ноября 1929 года Дмитрий Иванович Любимов назначен главным инженером Северо-Кавказского краевого объединения «Строймеханизация», и здесь он отдает себя полностью. В 1922 году в связи с болезнью жены Елизаветы Дмитриевны врачи рекомендовали Любимовым оставить шумный Ростов, где они проживали в доме на Большой Садовой, и переехать в тихое место. Таким местом было выбрано село Батайск. Им предоставили участок земли для строительства дома в переулке Крутом (ныне улица Островского), где сегодня проживает младшая дочь ученого Тамара Дмитриевна со своим сыном и внуками. Советская власть разрешила Дмитрию Ивановичу как доктору наук дополнительно построить и иметь свой отдельный кабинет для работы. Но счастье в новом доме оказалось совсем недолгим.
17 марта 1931 года во время нахождения по делам службы в Ростове Любимов был арестован органами ОГПУ. И сразу же был произведен обыск с целью найти компрометирующие материалы. У него изъяли 120 рублей 18 копеек, черный портфель и часы. А уже в ночь с 17 на 18-е марта 1931 года к дому №59 в переулке Крутом села Батайск подъехал «черный ворон». В дом вошли люди в форменных фуражках и стали бесцеремонно производить в доме обыск, все было перевернуто вверх дном, невзирая на плач жены и двух малолетних дочерей. Не найдя ничего, «люди в фуражках» уехали, сообщив жене, что ее муж арестован.
...Первые массовые репрессии на Дону начались еще в 1928 году, когда состоялся первый показательный суд-спектакль нового типа - Шахтинский процесс, или Шахтинское дело. Этот процесс на самом деле являлся испытательным полигоном новой технологии -для обвинений, основанных на так называемых «признаниях» подсудимых. То есть ложных самооговорах, добытых террористическими методами у обвиняемых. По Шахтинскому делу обвинялось сразу 53 человека. В чем же обвиняли несчастных людей? Например, инженера Петрова обвиняли в том, что он поставил на шахту излишнее количество крепежного леса, инженера Васильева - в том, что не обеспечил надежного крепления шахтных стволов, мастера Башкирова - в том, что своевременно не отремонтировал паропровод, прораба Самойлова - в том, что прорыл из шахты на поверхность ненужный, как считало следствие, дополнительный ход... Этот перечень «особо тяжких государственных преступлений» можно было бы еще долго продолжать, при такой постановке вопроса фактов «преступной» деятельности любого человека можно было собрать сколько угодно. Суд продолжался полтора месяца. 11 человек были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу, остальные - к различным срокам заключения. Так закончился первый судебный процесс о вредительстве, а дальше - пошло-поехало...
После этого нашумевшего дела стала набирать обороты репрессивно-политическая кампания против «вредителей» из числа «буржуазных специалистов». Все тюрьмы и изоляторы в 1930-1931 годах были переполнены представителями как технической, так и гуманитарной интеллигенции. Общее число арестованных уже тогда исчислялось десятками тысяч человек. В 1931 году органами ОГПУ была вскрыта очередная «вредительская» организация на паровозоремонтном заводе им. Ленина в Ростове-на-Дону. На скамье подсудимых оказалось 20 человек, куда входил и ранее работавший на этом заводе Д.И.Любимов. По этому делу вместе с ним проходили все руководящие и инженерно-технические работники завода старой школы. Суд приговорил трех человек к расстрелу, другие осуждены к различным срокам заключения. Любимов был отправлен в концлагерь на 10 лет как участник контрреволюционной организации, ставившей своей целью свержение Советской власти путем создания кризисов на транспорте, в промышленности, - то есть Любимова обвинили в преступлениях согласно ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР. В чем же конкретно заключалась «вредительская деятельность» Д.И. Любимова? Он обвинялся в преждевременной ликвидации одного из цехов завода, который был построен в начале 19 века, стоял с провалившейся крышей и на подпорках, а вместо него построил современный по тем временам тендерный цех, который действует и сегодня. Кроме того, по мнению органов ОГПУ он построил ненужную теплоцентраль, расширил сталелитейный цех, привел в катастрофическое состояние крановое и станочное оборудование, а затем закупил в Германии дорогостоящие станки и оборудование. Все это как вредительство определила не компетентная ведомственная или вневедомственная комиссия, или техническая экспертиза, - а один малограмотный сотрудник ОГПУ Молчанов, имевший, как сказано в послужном списке, образование низшее и никогда не работавший на подобных производствах.
В те годы 85% сотрудников ОГПУ имели низшее образование. А одним из самых образованных из них был министр Госбезопасности СССР B.C. Абакумов, ранее работавший упаковщиком, красноармейцем, начальником УНКВД Азово-Черноморского края и имевший неполное среднее образование.
Через 80 лет открылись многие тайны, одна из них- «политическое завещание» В.И. Ленина, о котором знали только высшие партийные руководители да сотрудники ГПУ-ОГПУ-НКВД - как передовой отряд партии. В этом завещании Ленина есть такой пункт: «Все ученые и специалисты старой школы». За этой фразой и скрывалась основная причина ареста Д.И. Любимова.
...И попал ученый, доктор наук Любимов в число рабочих-строителей Беломоро-Балтийского канала: копал землю да таскал тачки с землей. Рабочий день здесь длился 16 часов, в лагере была высокая смертность из-за болезней, особенно из-за сыпного тифа и дизентерии. Район Беломорканала, берега Печоры, Игарки, Амура, якутской тайги и Крайнего Севера были усеяны костьми людей, погибших от тяжелой заботы, голода, холода, болезней, от пуль и прикладов палачей... По сведениям наркома юстиции Н.Крыленко, на Беломорканале работало: в 1933 году - 334 тысячи человек, в 1934 году - 510 тысяч человек, в 1935 году -Э21 тысяча человек, в 1936 году-1296тысяч человек.
90% составляли «раскулаченные» крестьяне, из которых более 100 тысяч человек погибли. Не все заключенные смогли выжить в таких зверских условиях, но Д.И. Любимов выжил и был направлен на строительство другого канала - Москва-Волга, в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг). Особенно много людей гибло в осенне-зимний период. Сегодня по каналу ходят прогулочные катера и пароходы, возят москвичей да гостей столицы, а вокруг- кости людей: кости на дне, кости в земле, кости в бетоне...
Но Любимову удалось выжить и на этот раз. Видимо, по той причине, что на этой стройке он был уже не простым каналокопателем, а инженером, а потом и заместителем главного инженера стройки.
Затем кому-то из руководителей стройки все же, видимо, пришла в голову мысль, что таких специалистов, как Любимов, в стране не так уж и много, и его направили на работу з секретное конструкторское бюро в Одинцово, под Москвой, где он вместе с другими инженерами сначала участвует в проектировании и разработке отечественных электровозов типа ВЛ-19, ВЛ-22, а затем, когда в Европе запахло порохом и почувствовалось приближение войны, его спешно перевели в другой отдел, создали все условия для творческой работы.
В бюро был создан хороший микроклимат, здесь вдоволь кормили хлебом,
даже давали ежедневно по
Как ни странно, но самая трагическая полоса в жизни Любимова наступила после его освобождения из мест заключения. Он с большой радостью возвращается в родной Батайск к своей семье, строит планы на будущее. Но осуществиться им было не дано. После непродолжительного отдыха он пытается устроиться на работу в Батайске, Ростове или в другом месте, но натыкается на глухую стену: везде получает отказ. И становится изгоем своей Родины. Не знал Дмитрий Иванович тогда о секретном циркуляре, предписывающем не принимать на работу бывших заключенных, врагов народа. Но как же жить?
После бессонных ночей и многомесячных мытарств он был принят на неквалифицированную и малооплачиваемую работу под личную ответственность директора завода «Вторчермет». На участке, где он работал, над ним насмехались, его унижали, ему хамили и вообще относились к нему с ненавистью, в глаза называли врагом народа.
Д.И. Любимов не смог вынести этих издевательств и унижений над собой, и 22 апреля 1941 года бросился под последнее колесо последнего вагона уходящего поезда. В кармане его брюк была обнаружена записка: «В смерти моей прошу никого не винить».
Так трагически закончилась жизнь талантливого человека, доктора технических наук, первого ученого города Батайска, патриота своей Родины Дмитрия Ивановича Любимова.
...Реабилитирован Дмитрий Иванович Любимов прокуратурой Ростовской области 31 мая 1989 года