Макаренко, И. «Смотри на мир ОБЪЕКТИВНО!»
[Текст]: [о батайском фотохудожнике Алексее Петровиче Ковтуне] / Ирина
Макаренко // Батайское время. – 2008. – 16 июля. – С. 5.
Батайчанину Алексею Ковтуну Америка распахнула двери в благодарность
за сделанные им фотографии
Свой
первый снимок Алексей Петрович Ковтун опубликовал в 1970 году. И с этого
времени фотоаппарат для него стал не столько инструментом, сколько еще одним
органом, продолжением ума, глаза, руки. Когда камера в руках настоящего фотографа,
он забывает о ее существовании.
Дельфин в прыжке
-
В профессию фотографа вы пришли
осознанно или случайно?
- Наверное, все-таки
случайно, хотя фотографировать я любил с детства.
Работал в Управлении культуры Узбекистана, а снимал сугубо для
себя. Фото предлагал в областную газету, где их
почти всегда публиковали, а потом предложили
перейти на постоянную работу. Я согласился.
- Помните ли вы
свой первый фотоаппарат?
- Конечно, я выпросил его у родителей в
классе седьмом. Назывался, если не ошибаюсь, «Москва-2». Потом был
«ФЭД», «Зенит», «Практика», «Салют» и много
других марок.
- Каким фотоаппаратом вы снимаете
сейчас? Цифровым или пленочным?
- Цифровая техника, безусловно, очень удобна и для любителей, и
для профессионалов. Для работы в газете, где
необходима оперативность, на цифровой камере результат получишь
быстрее, но попробуйте бытовой цифровой камерой снять выпрыгивающего из воды дельфина! Тут спасет только
пленка. Бывало, приходилось печатать с мокрого негатива, готовить
вручную проявители. Существовали даже эксклюзивные рецепты: известинский, ТАССовский.
А вот для участия в
выставках пленка - необходимое требование. При подготовке экспонатов нужно предоставлять
негативы, потому что отпечатать с электронного носителя фотографию
большого размера и высокого качества сложно.
Вряд ли я ошибаюсь, но первый цифровой
фотоаппарат в Ростове появился у меня. А привез я его из поездки в
США в конце 90-х. Скажу честно, в самые первые
минуты съемки я отметил не плюсы, а минусы новой техники: аппарат
слишком долго «думал», в сравнении с пленочным, который подчинялся мне моментально.
Однако цифра цифре
- рознь. Есть фотоаппараты, стоимость которых
достигает трех тысяч долларов, плюс стоимость оптики, а она зачастую
выше, чем сама камера. Такая техника, конечно, не уступает и пленке. При
выборе важно определить, для какой цели приобретается фотоаппарат. Сегодня я фотографирую 50ЫУ, кстати, тоже приобретенным в
США. Он попал ко мне из сотни первых аппаратов этой модели, доставленных из Японии. Со временем такие появились и у нас в стране.
Штучная
профессия
-
Своей работе вы посвятили не один десяток лет, причем большая их часть пришлась
на советский период. Когда было работать
интереснее: тогда или сегодня?
- Если любишь свою
работу, то получишь удовольствие от нее при любых обстоятельствах и любой власти. Мне приходилось снимать национальные конфликты в
республиках Средней Азии. И однажды я понял, что есть моменты, которые лучше не снимать, чем снимать. Когда начались гонения на турок-месхетинцев в Узбекистане (которые сейчас переселились, в основном, в
Ростовскую область и Краснодарский край), и
дети забрасывали камнями милицию, мне говорили: фотографируй! Но отразил бы такой снимок
истину? Разве способны дети действовать так самостоятельно? Поэтому
для настоящего фотографа важно не просто вовремя нажимать на кнопку камеры - нужно думать и сохранять чувство
внутреннего ограничения. Бывают события, когда люди не хотят пускать
в свою жизнь посторонних.
- Есть ли у вас профессиональное кредо?
- Больше всего я люблю репортажный снимок. Интересно на фоне масштабного события показать, какое влияние оно
оказывает на конкретного человека, его мысли, эмоции; ведь изображение
отражает все. Как говорится, технику не обманешь. Динамичные снимки говорят зрителю о многом.
С удовольствием фотографирую людей и животных в движении. Для
меня главное, чтобы фото можно было бы
«прочитать», чтобы оно вызывало у зрителя мысли и чувства.
- Какие бы плюсы
и минусы своей работы
вы отметили?
- Прежде всего, я
ценю, что могу общаться с людьми разных взглядов, профессий, возрастов. Не обязательно знаменитыми. Хотя снимал
С. Ротару, Н. Крючкова, Г. Хазанова, наших президентов, когда они приезжали в Ростов. А посол
США в России в качестве благодарности за фотографии, которые я передал ему в Москву, даже
подарил мне мультивизу в Америку. Большой
плюс - возможность путешествовать. Благодаря
своей профессии я побывал в Китае, Европе.
Однажды, на одной из
съемок, ко мне подошел молодой человек и спросил: «Вы Ковтун? Несколько лет назад я служил в
Германии и в «Комсомольской правде» увидел ваш снимок девушек-механизаторов из своего района. На меня это произвело такое впечатление! Как будто дома побывал!» Вот, может быть, поэтому и стоит работать, чтобы приносить людям минуты удовольствия. Что касается
минусов, то, на самом деле, их не много: занятость в то время, когда все отдыхают и находятся со своей
семьей, а фотографы – на передовой и в праздники, и в выходные.
Визитная карточка
Алексей Петрович Ковтун живет в Батайске с 1992 года, работает
фотокорреспондентом в областной газете «Наше время». До этого жил в
Белоруссии, Украине, Узбекистане, Казахстане. Окончил режиссерский
факультет. Ставил спектакли и сам играл, руководил Дворцом культуры. Работал на телевидении, снимал для фотохроники ТАСС. Не расстается с камерой уже почти 40 лет.