Макаренко, И. «Смотри на мир ОБЪЕКТИВНО!» [Текст]: [о батайском фотохудожнике Алексее Петровиче Ковтуне] / Ирина Макаренко // Батайское время. – 2008. – 16 июля. – С. 5.

 

Батайчанину Алексею Ковтуну Америка распахнула двери в благодарность за сделанные им фотографии

Свой первый снимок Алексей Петрович Ковтун опубликовал в 1970 году. И с этого времени фотоаппарат для него стал не столько инструментом, сколько еще одним органом, продолжением ума, глаза, руки. Когда камера в руках настоящего фотографа, он забывает о ее существовании.

Дельфин в прыжке

- В профессию фотографа вы пришли осознанно или случайно?

- Наверное, все-таки случайно, хотя фотографировать я любил с детства.

Работал в Управлении культуры Узбекистана, а снимал сугубо для себя. Фото предлагал в областную газету, где их почти всегда публиковали, а потом предложили перейти на постоянную работу. Я согласился.

- Помните ли вы свой первый фотоаппарат?

- Конечно, я выпросил его у родителей в классе седьмом. Назывался, если не ошибаюсь, «Москва-2». Потом был «ФЭД», «Зенит», «Практика», «Салют» и много других марок.

- Каким фотоаппаратом вы снимаете сейчас? Цифровым или пленочным?

- Цифровая техника, безусловно, очень удобна и для любителей, и для профессионалов. Для работы в газете, где необходима оперативность, на цифровой камере результат получишь быстрее, но попробуйте бытовой цифровой камерой снять выпрыгивающего из воды дельфина! Тут спасет только пленка. Бывало, приходилось печатать с мокрого негатива, готовить вручную проявители. Существовали даже эксклюзивные рецепты: известинский, ТАССовский.

А вот для участия в выставках пленка - необходимое требование. При подготовке экспонатов нужно предоставлять негативы, потому что отпечатать с электронного носителя фотографию большого размера и высокого качества сложно.

Вряд ли я ошибаюсь, но первый цифровой фотоаппарат в Ростове появился у меня. А привез я его из поездки в США в конце 90-х. Скажу честно, в самые первые минуты съемки я отметил не плюсы, а минусы новой техники: аппарат слишком долго «думал», в сравнении с пленочным, который подчинялся мне моментально.

Однако цифра цифре - рознь. Есть фотоаппараты, стоимость которых достигает трех тысяч долларов, плюс стоимость оптики, а она зачастую выше, чем сама камера. Такая техника, конечно, не уступает и пленке. При выборе важно определить, для какой цели приобретается фотоаппарат. Сегодня я фотографирую 50ЫУ, кстати, тоже приобретенным в США. Он попал ко мне из сотни первых аппаратов этой модели, доставленных из Японии. Со временем такие появились и у нас в стране.

 

Штучная профессия

- Своей работе вы посвятили не один десяток лет, причем большая их часть пришлась на советский период. Когда было работать интереснее: тогда или сегодня?

- Если любишь свою работу, то получишь удовольствие от нее при любых обстоятельствах и любой власти. Мне приходилось снимать национальные конфликты в республиках Средней Азии. И однажды я понял, что есть моменты, которые лучше не снимать, чем снимать. Когда начались гонения на турок-месхетинцев в Узбекистане (которые сейчас переселились, в основном, в Ростовскую область и Краснодарский край), и дети забрасывали камнями милицию, мне говорили: фотографируй! Но отразил бы такой снимок истину? Разве способны дети действовать так самостоятельно? Поэтому для настоящего фотографа важно не просто вовремя нажимать на кнопку камеры - нужно думать и сохранять чувство внутреннего ограничения. Бывают события, когда люди не хотят пускать в свою жизнь посторонних.

- Есть ли у вас профессиональное кредо?

- Больше всего я люблю репортажный снимок. Интересно на фоне масштабного события показать, какое влияние оно оказывает на конкретного человека, его мысли, эмоции; ведь изображение отражает все. Как говорится, технику не обманешь. Динамичные снимки говорят зрителю о многом.

С удовольствием фотографирую людей и животных в движении. Для меня главное, чтобы фото можно было бы «прочитать», чтобы оно вызывало у зрителя мысли и чувства.

- Какие бы плюсы и минусы своей работы вы отметили?

- Прежде всего, я ценю, что могу общаться с людьми разных взглядов, профессий, возрастов. Не обязательно знаменитыми. Хотя снимал С. Ротару, Н. Крючкова, Г. Хазанова, наших президентов, когда они приезжали в Ростов. А посол США в России в качестве благодарности за фотографии, которые я передал ему в Москву, даже подарил мне мультивизу в Америку. Большой плюс - возможность путешествовать. Благодаря своей профессии я побывал в Китае, Европе.

Однажды, на одной из съемок, ко мне подошел молодой человек и спросил: «Вы Ковтун? Несколько лет назад я служил в Германии и в «Комсомольской правде» увидел ваш снимок девушек-механизаторов из своего района. На меня это произвело такое впечатление! Как будто дома побывал!» Вот, может быть, поэтому и стоит работать, чтобы приносить людям минуты удовольствия. Что касается минусов, то, на самом деле, их не много: занятость в то время, когда все отдыхают и находятся со своей семьей, а фотографына передовой и в праздники, и в выходные.

 

Визитная карточка

Алексей Петрович Ковтун живет в Батайске с 1992 года, работает фотокорреспондентом в областной газете «Наше время». До этого жил в Белоруссии, Украине, Узбекистане, Казахстане. Окончил режиссерский факультет. Ставил спектакли и сам играл, руководил Дворцом культуры. Работал на телевидении, снимал для фотохроники ТАСС. Не расстается с камерой уже почти 40 лет.

назад