Кулиш, Н. М. Жизнь прожита не зря…[Текст]:
[интервью с Героем Социалистического труда, Почетным гражданином г. Батайска] /
Николай Максимович Кулиш; беседовал С. Александров // Вперед. – 1985. – 11 янв.
– С. 5.
Николая Максимовича Кулиша, Героя Социалистического Труда, знатного экскаваторщика хорошо знают в
нашем городе. Много лет он ударно трудится на строительстве оросительных
систем, был депутатом горсовета. Все это в свое время находило отражение на страницах нашей газеты. И вот сейчас,
накануне юбилея газеты, наш корреспондент вновь встретился со знатным
механизатором, попросил рассказать его о том, какую роль сыграла газета в его
жизни. Рассказывает Н.М. Кулиш.
- Газета, в моей жизни. Трудно сразу ответить на этот вопрос, потому, что то, о чем она писала, и была жизнь. Моя. Моего коллектива. Города. И все же, пожалуй, благодаря печати, я и сделал свой жизненный выбор. В юношестве много читал о стахановцах. Мечтал побыстрее вырасти и работать также ударно. Потом, со строительством Волго-Дона, с началом ирригационных работ в области, всерьез задумался о профессии механизатора.
Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что в выборе не ошибся. Именно на этом поприще я смог максимально реализовать свои способности, принести пользу стране.
- Николай Максимович, экономисты подсчитали, что более чем за два десятилетия работы в ПМК-6 управления строительства «Ростовдонводстрой» экипаж вашего экскаватора произвел выемку около пяти миллионов кубометров грунта. Что стоит за этой цифрой? Какие стройки, события?
- Участвовал наш экипаж в строительстве и реконструкции важнейших оросительных, обвод гантельных и рисовых систем, в расширении Донского магистрального канала. С 1968 года четырехсменный экипаж, где я был бригадиром, стал работать по методу Героя Социалистического Труда Л.А. Ганоцкого. Суть его в том, что экскаватор используется круглосуточно, всю неделю, включая выходные дни. В составе экипажа было четыре машиниста и четыре помощника, работали понедельно половина экипажа находится на объекте, половина отдыхает, затем происходит смена. При отдаленности объектов от производственной базы четырехсменная работа - эффективный метод повышения коэффициента использования механизмов: позволяет сократить простои, сроки строительства, снизить материальные затраты.
Результаты превзошли все ожидания. Уже в первый год при директивной норме, 143 тысячи кубометров грунта на. экскаватор было разработано 440,5 тысячи кубометров - больше трех годовых норм! Обо всем этом писала газета «Вперед».
- Но мы писали не только об этом. Помнится, вы отличались на Всесоюзных конкурсах по профессиям...
- Да, на Всесоюзных соревнованиях в 1970 и 1972 годах становился чемпионом среди машинистов экскаваторов, водохозяйственных организаций страны.
- Николай Максимович, обще известно, что успехи вашего экипажа были достигнуты во многом благодаря использованию передовых технологических приемов, внедрению в производство рационализаторских предложений. Расскажите о некоторых из них.
- Всего не перечислишь. Ну вот, хотя бы такой пример. По моему
предложению на сплошную режущую кромку ковша приварили пять стальных зубьев.
Это увеличило его наполнение. Еще пример. Ходовые цепи с шагом
- И добиваться рекордных показателей; за которые вы были награждены высокими правительственными наградами...
- Да, в 1971 -году меня наградили орденом Ленина, а в 1976 году по итогам девятой пятилетки присвоили звание Герой Социалистического Труда с вручением второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
- Николай Максимович, долгое время при Батайской производственно-технической школе действовала «Областная школа Героя Социалистического Труда Н.М. Кулиша по высокопроизводительному использованию строительной техники»; в которой вы вместе с Л.А. Ганоцким передавали свой опыт молодым механизаторам. Как вы оцениваете эту работу?
- Я думаю, что наш труд даром не пропал. Сейчас, особенно после
октябрьского Пленума ЦК КПСС, мелиорации уделяется повышенное внимание.
Коллектив нашей ПМК трудится на строительстве Приморской оросительной системы,
других важнейших объектах, и опыт механизаторов прошлых поколений здесь очень
кстати. Рад, что по стопам ветеранов пошли многие молодые рабочие, избрав
профессию строителя-мелиоратора. Рад, что моему примеру последовал мой сын -
Николай. Он также, как и я, работает сейчас машинистом
экскаватора. И экипаж их неплохо работает. Значит, то, чему я учил молодых, чем я жил все эти годы, не
прошло даром.