«Если человек талантлив, то он талантлив во всем» [Текст]: [о Почетном жителе г. Батайска, Герое социалистического труда Николае Кулише] // Мой Батайск. – 2007. - № 1. – С. 28-29.

 

В раннем возрасте Николай Кулиш потерял отца. В семье оста­лось 4 малыша, и он взял на себя часть забот. Это было в трудные послевоенные годы. Как и многие подростки тех лет, он работал в поле прицепщиком, помощником комбайнера, трактористом. Любовь к земле, к технике и определила в итоге выбор его жизненного пути. Николай окончил Новочеркасский учебный комбинат и пришел рабо­тать в Батайскую ПМК.

 Вскоре о нем заговорили как о большом специалисте своего дела.

С 1978 года Николай Кулиш - член бюро горкома партии.

20 лет был депутатом Горсовета народных депутатов города Батайска.

Республиканский конкурс на звание «Лучший механизатор среди работников предприятий Министерства мелиорации». В первом этапе конкурса принял! участие тысячи тружеников механизированных колонн. От мехколоннь 6 «Ростовдонводстро* участвовали два механизатора, занявши 1-е место по управлени РДВС, а затем и по главку. Победителем Республиканского конкурса становится батайчанин Николай Кулиш.

За годы 9-й пятилетки экипаж Кулиша переработал более 2-х млн. кубометров грунта. Сэкономлено 52 тонны горюче­смазочных материалов и 1150 метров троса.

1970 год. В Батайске открыта республиканская школа им. Кулиша. Она была основана для обмена опытом в области новейших технологий производства земляных работ.

15 лет наш знаменитый земляк проработал здесь инструктором.

Через 12 лет работы на экскаваторе Э-652 он стал чемпионом СССР среди 120 лучших, вышедших в финал соревнований.

Ему была вручена золотая медаль и чемпионская лента, за ними - орден Ленина.

В 1976 году Н.М. Кулиш стал Героем Социалистического Труда.

 

 

Награжден именным экскаватором. После того, как экскаватор отработал срок и выработал свои ресурсы, его поставили на постамент, где он просто­ял долгие годы, пока его не продали.

Для многих оставалось непонят­ным, за счет чего Николаю Кулишу уда в год выпол­нять производственное задание на 250-300%. А секрета никакого не было: за счет внедрения нового, прогрессивно­го метода работы.

За свою трудовую жизнь он внес мно­жество рацпредложений. Одно из них азработка грунта «елочкой» - дало воз­можность сократить на 1/3 работу буль­дозера по перемещению грунта от пионерской траншеи.

...Как-то в совхозе «Большовский» Цим­лянского района пред­стояло прорыть коллектор для сброса грунтовых вод. Глав­ный инженер мест­ной   ПМК   решил ждать бульдозер для рытья первоначаль­ной траншеи. Николай Кулиш предложил: «Ждать не будем. Время дорого». Он включил двигатель и начал работу по не­известной тогда схеме «елочкой». Маши­на делала меньше холостых передвиже­ний, отпала необходимость в бульдозе­ре. Качество работы было отличное.

Кулиш, прокладывая оросительные каналы, довел выработку до рекордной в стране, а точность владения неуклюжим ковшом никем не достигавшуюся: плюс-минус 2-3 см.

...Экскаваторщикам известно, что на полный рабочий цикл экскаватора затра­чивается 23 секунды. Половина этого времени уходит на поворот платформы. Как ускорить его? Этот вопрос Николай Максимович задавал себе не раз. И на­ на­шел решение: надо использовать силу энергии, рычаг поворота включать в на­чале операции, то есть толчком. Тогда ра­бочий цикл сокращается до 10-12 секунд, или почти вдвое!

Горный Алтай... Дорога, по кото­рой подвозили корм скоту и продукты людям, была отрезана от мира, так как скотоводческое хозяйство завалило сне­гом. Голодная смерть грозила людям, гибель - скоту. Была единственная воз­можность помочь - пробиться на фер­му через гору. И Кулиш решился. На ДТ-54 он прошел через гору, преодо­лев через снежные завалы 15 километ­ров и доставив скотоводам все необхо­димое. За ним пошли другие. А дорогу эту стали называть «дорогой Кулиша».

Дороги Кулиша... Много их и в дон­ских степях. Его так и называли: «Чело­век, преобразующий землю, проклады­вающий дорогу воде в засушливые сте­пи».

Врхне-Пролетарский магистральный канал – пять лет жизни. Дубенцовская, Багаево-Садковская, Нижнее-Манычевская рисовые системы, Азовская оросительная система... Вот далеко не­полный перечень его трудового марш­рута.

У Николая Максимовича есть пра­вило: передай другим то, чего достиг сам.

Вот почему в бригаде Кулиша все­гда господствовало чувство коллектив­ной ответственности: за свое дело, ра­боту товарища, за весь коллектив. Пять его помощников стали впоследствии машинистами, а двое из них возглавили многочисленные экипажи.

Кулиш крепко подружился с наукой. Например, его доклад перед студента­ми РИСИ на тему: «Новое в технологи­ческих картах разработки грунта экска­ватором» был одобрен кафедрой ин­ститута.

Школа была создана для пропаган­ды, популяризации и внедрения пере­довых методов труда, организации мно­госменной работы строительных ма­шин и механизмов, значительного увеличения их выработки, повышения ка­чества строительно-монтажных работ. В итоге в школе было обучено 250 ма­шинистов.

За 8 лет работы прогрессивным ме­тодом был выполнен объем работ в 2,36 раза больше директивной нормы, ус­тановленной на Э-652.

Только на сокращении амортизаци­онных отчислений и накладных расхо­дов получена экономия в сумме 50 ты­сяч рублей, а общий экономический эффект от перевода двухсменного эки­пажа на новый метод работы составил 120 тысяч рублей.

Таких результатов не добивался еще ни один экипаж экскаваторщиков Минводхоза СССР.

Для тех, кто не смог побывать в его школе, Николай Максимович написал книгу - учебное пособие «Элеватор работает круглосуточно» для рабочих строительных мелиоративных органи­заций, механизаторов водохозяйствен­ного строительства, рабочих ремонт­ных мастерских, преподавателей и уча­щихся профтехучилищ.

Даже выйдя на заслуженный отдых, Н.М. Кулиш ни дня не сидит без дела. Занимается садоводством. Причем, тоже на профессиональном уровне. Не случайно его вторая книга «Мой сад» пользуется огромной популярностью. Сказались гены?

- в 1-м классе он уже мог делать прививки деревьям. Отец и дед люби­ли садоводство, пчеловодство,

- в 1969 году своими руками пост­роил дом,

- в 1994 году вышла книга «Мой сад».

Не так много пишется книг, кото­рые находят своего читателя. Книга Николая Кулиша сразу нашла своего адресата.

«Здесь труд не в тягость был,

И сад наш круглый год

Лишь радость приносил.

Ни тягот. Ни хлопот...»

Тысячи привитых Кулешом груш, яблок, персиков плодоносят в садах вокруг Батайска, Ростова, Азова...

Почти ежедневно приезжают к нему садоводы-любители за советом, за саженцами. А он еще многое уме­ет. Например, ухаживать за пчелами, выделывать шкурки, тачать обувь, шить шапки и любую одежду... И еще - во всем быть образцовым.

Да, обычно талант дается с рожде­ния. А что касается Кулиша - талантов у него в самом деле немерено, но... он до­бывал их сам. Вырывал у жизни.

Кулиш наверняка был бы незаурядным инженером-путейцем. Выдающимся летчиком, может, даже космо­навтом. Но раз судьба посадила его на экскаватор, он и на этой машине доказал самому себе и всем на свете, что если человек талантлив, то он талантлив во всем, независимо от рода занятия.

…Николай Максимович получает пачки писем из станиц и хуторов Дона, Кубани, Ставрополя. Почта по­шла особенно обильная, когда он стал консультантом страницы «Твоя зем­ля» в газете «Крестьянин».

Героями не рождаются. Героями становятся.

 

 

 

назад