«Если человек талантлив, то он талантлив во
всем» [Текст]: [о Почетном жителе г. Батайска, Герое
социалистического труда Николае Кулише] // Мой Батайск. – 2007. - № 1. – С.
28-29.
В
раннем возрасте Николай Кулиш потерял отца. В семье осталось 4 малыша, и он
взял на себя часть забот. Это было в трудные послевоенные годы. Как и многие
подростки тех лет, он работал в поле прицепщиком, помощником комбайнера,
трактористом. Любовь к земле, к технике и определила в итоге выбор его
жизненного пути. Николай окончил Новочеркасский
учебный комбинат и пришел работать в Батайскую ПМК.
Вскоре
о нем заговорили как о большом специалисте своего дела.
С 1978
года Николай Кулиш - член
бюро горкома партии.
20 лет был депутатом Горсовета народных депутатов города Батайска.
Республиканский конкурс на звание
«Лучший механизатор среди работников предприятий Министерства мелиорации». В первом
этапе конкурса принял! участие тысячи
тружеников механизированных колонн. От мехколоннь 6 «Ростовдонводстро* участвовали два
механизатора, занявши 1-е место по управлени РДВС, а затем и по
главку. Победителем Республиканского конкурса становится
батайчанин Николай Кулиш.
За
годы 9-й пятилетки экипаж Кулиша переработал более 2-х млн. кубометров
грунта. Сэкономлено 52 тонны горючесмазочных материалов и
1970 год. В Батайске открыта республиканская школа
им. Кулиша. Она была основана для обмена опытом в
области новейших технологий производства земляных
работ.
15 лет наш знаменитый земляк проработал здесь инструктором.
Через 12 лет работы на экскаваторе Э-652
он стал чемпионом СССР среди
120 лучших, вышедших в
финал соревнований.
Ему была вручена золотая медаль и чемпионская
лента, за ними - орден Ленина.
В 1976 году Н.М. Кулиш стал Героем Социалистического Труда.
Награжден именным экскаватором. После того, как экскаватор отработал срок и выработал свои ресурсы, его поставили на постамент, где он простоял долгие годы, пока его не продали.
Для многих оставалось непонятным, за счет чего Николаю Кулишу уда в год выполнять производственное задание на 250-300%. А секрета никакого не было: за счет внедрения нового, прогрессивного метода работы.
За свою трудовую жизнь он внес множество рацпредложений. Одно из них -разработка грунта «елочкой» - дало возможность сократить на 1/3 работу бульдозера по перемещению грунта от пионерской траншеи.
...Как-то в совхозе «Большовский» Цимлянского района предстояло прорыть коллектор для сброса грунтовых вод. Главный инженер местной ПМК решил ждать бульдозер для рытья первоначальной траншеи. Николай Кулиш предложил: «Ждать не будем. Время дорого». Он включил двигатель и начал работу по неизвестной тогда схеме «елочкой». Машина делала меньше холостых передвижений, отпала необходимость в бульдозере. Качество работы было отличное.
Кулиш, прокладывая оросительные каналы, довел
выработку до рекордной в стране, а точность владения неуклюжим ковшом никем не
достигавшуюся: плюс-минус 2-
...Экскаваторщикам известно, что на полный рабочий цикл экскаватора затрачивается 23 секунды. Половина этого времени уходит на поворот платформы. Как ускорить его? Этот вопрос Николай Максимович задавал себе не раз. И на нашел решение: надо использовать силу энергии, рычаг поворота включать в начале операции, то есть толчком. Тогда рабочий цикл сокращается до 10-12 секунд, или почти вдвое!
Горный Алтай... Дорога, по которой подвозили корм скоту и продукты людям, была отрезана от мира, так как скотоводческое хозяйство завалило снегом. Голодная смерть грозила людям, гибель - скоту. Была единственная возможность помочь - пробиться на ферму через гору. И Кулиш решился. На ДТ-54 он прошел через гору, преодолев через снежные завалы 15 километров и доставив скотоводам все необходимое. За ним пошли другие. А дорогу эту стали называть «дорогой Кулиша».
Дороги Кулиша... Много их и в донских степях. Его так и называли: «Человек, преобразующий землю, прокладывающий дорогу воде в засушливые степи».
…Врхне-Пролетарский магистральный канал – пять лет жизни. Дубенцовская, Багаево-Садковская, Нижнее-Манычевская рисовые системы, Азовская оросительная система... Вот далеко неполный перечень его трудового маршрута.
У Николая Максимовича есть правило: передай другим то, чего достиг сам.
Вот почему в бригаде Кулиша всегда господствовало чувство коллективной ответственности: за свое дело, работу товарища, за весь коллектив. Пять его помощников стали впоследствии машинистами, а двое из них возглавили многочисленные экипажи.
Кулиш крепко подружился с наукой. Например, его доклад перед студентами РИСИ на тему: «Новое в технологических картах разработки грунта экскаватором» был одобрен кафедрой института.
Школа была создана для пропаганды, популяризации и внедрения передовых методов труда, организации многосменной работы строительных машин и механизмов, значительного увеличения их выработки, повышения качества строительно-монтажных работ. В итоге в школе было обучено 250 машинистов.
За 8 лет работы прогрессивным методом был выполнен объем работ в 2,36 раза больше директивной нормы, установленной на Э-652.
Только на сокращении амортизационных отчислений и накладных расходов получена экономия в сумме 50 тысяч рублей, а общий экономический эффект от перевода двухсменного экипажа на новый метод работы составил 120 тысяч рублей.
Таких результатов не добивался еще ни один экипаж экскаваторщиков Минводхоза СССР.
Для тех, кто не смог побывать в его школе, Николай Максимович написал книгу - учебное пособие «Элеватор работает круглосуточно» для рабочих строительных мелиоративных организаций, механизаторов водохозяйственного строительства, рабочих ремонтных мастерских, преподавателей и учащихся профтехучилищ.
Даже выйдя на заслуженный отдых, Н.М. Кулиш ни дня не сидит без дела. Занимается садоводством. Причем, тоже на профессиональном уровне. Не случайно его вторая книга «Мой сад» пользуется огромной популярностью. Сказались гены?
- в 1-м классе он уже мог делать прививки деревьям. Отец и дед любили садоводство, пчеловодство,
- в 1969 году своими руками построил дом,
- в 1994 году вышла книга «Мой сад».
Не так много пишется книг, которые находят своего читателя. Книга Николая Кулиша сразу нашла своего адресата.
«Здесь труд не в тягость был,
И сад наш круглый год
Лишь радость приносил.
Ни тягот. Ни хлопот...»
Тысячи привитых Кулешом груш, яблок, персиков плодоносят в садах вокруг Батайска, Ростова, Азова...
Почти ежедневно приезжают к нему садоводы-любители за советом, за саженцами. А он еще многое умеет. Например, ухаживать за пчелами, выделывать шкурки, тачать обувь, шить шапки и любую одежду... И еще - во всем быть образцовым.
Да, обычно талант дается с рождения. А что касается Кулиша - талантов у него в самом деле немерено, но... он добывал их сам. Вырывал у жизни.
Кулиш наверняка был бы незаурядным инженером-путейцем. Выдающимся летчиком, может, даже космонавтом. Но раз судьба посадила его на экскаватор, он и на этой машине доказал самому себе и всем на свете, что если человек талантлив, то он талантлив во всем, независимо от рода занятия.
…Николай Максимович получает пачки писем из станиц и хуторов Дона, Кубани, Ставрополя. Почта пошла особенно обильная, когда он стал консультантом страницы «Твоя земля» в газете «Крестьянин».
Героями не рождаются. Героями становятся.