Каверда, Е. Хождение за три океана и 11 морей…[Текст]: [о батайчанах участниках открытия Северного морского пути Ф.М. Гранкине и И.Б. Федорове] / Елена Каверда // Мой Батайск. – 2008. - № 1. – С. 24-27.

 

Северный морской путь (на рисунке обозначен красным) – кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Главное препятствием для прохода судов - лед. Продолжительность навигации - лишь 2-4 месяцев году, на отдельных участках дольше, но за счет помощи ледоколов.

Трудно сказать, когда началось освоение русскими Севера. Если верить Карамзину, наши предки ходили на Север уже тогда, когда вообще появилось само понятие «русские». Походы на Север совпадают по времени с походами на Царьград или Хазарское царство. Больше известно о плаваниях поморов вдоль северного побережья Европы в 11-13 веках.

В 1525 году русский дипломат Д.Герасимов впервые высказал идею промышленного освоения Севера и превращения северных территорий в Северный морской путь. К тому времени сибирские казаки осваивали арктическое побережье и арктическое мореплавание. В те годы, когда европейцы осваивали Америку и Африку, русские осваивали Север и Восток. Однако этот процесс шел не на государственном уровне, а исключительно за счет народной и предпринимательской инициативы.

Расцвет для Северного морского пути, или, как его называли до XX века «Северо-восточного прохода» настал тогда, когда за его освоение централизованно взялось государство.

С 1877 года начались регулярные Карские экспедиции русских моряков и ученых. В 1878-79 годах была совершена первая сквозная экспедиция из Атлантического океана в Тихий с зимовкой у Чукотского побережья. Для нужд Севера вскоре был построен первый российский линейный ледокол «Ермак», на котором летом 1899 года видный российский адмирал, герой будущей Русско-Японской войны С.Макаров совершил поход в Арктику. В 1900-1902 годах Э. Толль возглавил полярную экспедицию на шхуне «Заря». В 1912 году по Северному морскому пути прошли экспедиции  Г.Брусилова  на шхуне «Святая Анна» и В. Русанова на шхуне «Святой Фока». Уже в ходе Первой мировой войны русская гидрографическая экспедиция Б. Вилькицкого осуществила первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». История Севморпути - это история подвига русских моряков и ученых, подвига российских кораблей.

Крах постиг Российскую империю в 1917 году. Но освоение Севморпути продолжилось. В начале 20-х годов началось плановое освоение Арктики и вод Северного Ледовитого океана. От экспедиций и прорывов на Север и на Восток переходили к созданию развитых производительных сил на самом Севере. В 1932 году было организовано Главное управление Северного морского пути. Этому управлению поручалось проложить окончательно путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить плавание по нему. Были созданы пароходства, полярная авиация, сеть гидрометеостанций, построены города-порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и другие. Это были титанические усилия всех народов СССР.

Использование Севморпути требовало постоянного изучения гидрографической обстановки в Северном Ледовитом океане. Для составления навигационных карт и изучения обстановки трассы организовывались специальные гидрографические экспедиции. Тогда же работала первая научная станция «Северный полюс» во главе с И. Папаниным. Во время трехлетнего дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» также была осуществлена широкая научная программа. Трудно переоценить научное значение трансарктических полетов из Москвы в США и многочисленных ледовых патрулей, воздушной экспедиции на полюс относительной недоступности.

Севморпуть начал функционировать как слаженная транспортная артерия. Наш народ твердо верил, что за этим транспортным коридором будущее.

В тридцатые годы Севморпуть начали осваивать и с военной стороны. На Дальнем Востоке у СССР не было мощной военно-морской судостроительной базы, зато она была в западной части страны. Ввиду возможной войны с Японией Советский Союз по Севморпути перебрасывал на Дальний Восток свои силы. В 1936 году впервые по Северному пути из Балтийского моря в Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков». В 1940 году впервые из Мурманска во Владивосток была переведена подводная лодка «Щ-423». Освоение пути шло невиданными темпами, Арктика становилась родной для русских моряков. В 1939 году ледокол «Иосиф Сталин» прошел по Северному морскому пути дважды за одну навигацию.

В войну через Север осуществлялись самые интенсивные морские перевозки за весь XX век. За четыре года арктической навигации с Востока на Запад переведено 130 конвоев, больше двух с половиной тысяч судов - всего перевезено четыре миллиона тонн разных военных грузов. Беломорская военная флотилия, обеспечивавшая бесперебойность работы пути, была ключевым объединением, серьезно повлиявшим на исходвойны. Она постоянно усиливалась за счетсил из Тихого океана. В 1942 году так была доставлена на Северный флот группа боевых кораблей - лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный».

В августе 1942 года немцы попытались разорвать Севморпуть. Тяжелый крейсер фашистов «Адмирал Шеер» атаковал порт Диксон, стремясь уничтожить стоявшие там суда и всю инфраструктуру порта. Но героическими усилиями экипажей сторожевика «Дежнев», ледокольного парохода «Сибиряков» и береговых батарей атака крейсера была отбита.

В послевоенные годы грузооборот Севморпути увеличился в несколько раз. Вступило в строй новое поколение арктических советских судов: ледоколы «Москва», «Ленинград» и «Мурманск», атомоходы «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», другие мощные суда ледового класса. Были модернизированы и переоборудованы по последнему слову техники арктические порты, расширена сеть полярных станций. С середины пятидесятых в Арктике постоянно находились по две советские дрейфующие станции. Благодаря этому транспортному ресурсу северные города оживали, развивались и росли. Особенно важным для СССР было военное значение Севморпути. По нему обеспечивалась возможность маневра силами советских ВМС между Атлантическим и Тихим океанами. Впервые в 1963 году подводными лодками «К-178» и «К-115» был совершен трансарктический подледный переход из Баренцева моря в Тихий океан. Впоследствии такие маневры стали делом постоянным и традиционным.

И, кажется, уже раскрыты все тайны Северного морского пути. Но оказалось, что и сегодня есть в истории пути много белых пятен и неизвестных страниц. Одна из них - это грандиозные переходы в 1955 и в 1956 годах военных судов по Северному морскому пути во Владивосток - через три океана и 11 морей... Путь, длинною в 7853 мили, или 15 тысяч километров. Это были экспедиции особого назначения с целью пополнения Тихоокеанского флота кораблями.

В экспедициях участвовали крейсеры и подлодки. Первая экспедиция длилась с мая по сентябрь 1955 года...

Когда я узнала, что наш город Батайск в лице двух батайчан - Ф.М. Гранкина и И.Б. Федотова имеет прямое отношение к этим удивительным событиям, я стала искать источники, из которых можно было бы почерпнуть более полную информацию об этом переходе. Поиск привел меня ...в клуб «Прометей» историко-краеведческого музея (руководитель А.С. Ерошенко) батайской школы №6.

И оказалось, что у клуба «Прометей» есть целое исследование на эту тему под названием: «Наш земляк – Федотов И.Б., участник похода «Балтийск-Владивосток». Эта работа прозвучала на областной краеведческой конференции, на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников, проводимом обществом «Мемориал»...

В этом году школа №6 отмечает 95-летие со дня образования, а клуб «Прометей» отметит свое 10-летие. Работаоб участнике великого перехода – не единственное исследование учеников и преподавателей школы №6. И мы надеемся и в будущем знакомить читателей журнала с самыми яркими их работами. Данная публикация составлена на основе ряда исторических материалов, на сведениях, предоставленных редакции городским музеем истории, музеем школы №6, а также на сведениях «Дневника большого перехода» И.Б. Федотова.

ФИЛИПП МАТВЕЕВИЧ ГРАНКИН

Капитан I ранга, инженер-механик соединения надводных кораблей КЧР.

Родился 3 декабря 1927 года в городе Батайске. На фронт призывался из Батайска в 1944 году. В том же году принял первый бой под Моздоком. Окончил войну в Севастополе. Учился в Одесском военно-морском училище механиков флота с 1950 по 1953 годы. После окончания училища присвоено звание лейтенанта. Назначен командиром БЧ-5 на «Большой охотник» за подлодками. После достройки на судостроительном заводе им. Жданова в г. Полярный служил на этом же корабле, но уже на Северном флоте. Участник двух переходов из Северного моря в Тихий океан, из Полярного во Владивосток.

В Североморске назначен командиром МПК (малый противолодочный корабль). И снова 2-й переход. Теперь уже в 1956 году, который длился 5 месяцев, из Североморска в Советскую гавань.

Ледоколы сопровождали корабли, они прокладывали путь для экспедиции. В районе мыса Челюскин суда были зажаты ледяными торосами, и только после прекращения сжатия поодиночке выводили корабли на чистую воду ледоколами «Сталин», «Каганович», «Микоян».

Участники экспедиции получили благодарность за спасение кораблей. Из Советской гавани Ф.М. Гранкин был переведен служить на Южный Сахалин, в порт Корсаков, в этой же должности командира МПК-5.

С 1 965 года служил в Севастополе в соединении надводных кораблей, дослужился до звания капитан-лейтенанта.

По возвращении из спецкомандировки прибыл на Черноморский флот, в 20-ю дивизию по охране водного хозяйства. В 1969 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Ленинского комсомола в г. Пушкино, под Ленинградом, по окончании этого училища Ф.М. Гранкину присвоено звание капитана 3-го ранга.

В 1973 году был направлен советником, механиком ВМФ в Демократическую республику Йемен, где ему было присвоено звание капитана 2-го ранга.

В 1976 году вышел в отставку.

В 2001 году Президент Украины Леонид Кучма присвоил Ф.М. Гранкину звание капитана 1-го ранга

ИВАН БОРИСОВИЧ ФЕДОТОВ

...История - удивительная вещь! Она может открывать свои страницы медленно, постепенно, разбрасывая людей, ее участников по белому свету. Так она составляет частички своей летописи, дабы не быть забытой спустя многие годы...

Так произошло и с Иваном Борисовичем Федотовым. Спустя 50 лет благодаря ему мы узнаем об этом уникальном переходе через три океана и 11 морей...

Родился Иван Федотов в 1930 году в селе Ровеньки Воронежской области. Здесь окончил семилетку. Началась война. Чтобы выжить, дети собирали уголь, дрова и все, что попадалось на обочине железной дороги. После ухода немцев селяне начали обрабатывать землю и сажать зерно. В 13 лет Ваня пошел работать в тракторную бригаду, выдержал испытание, был назначен прицепщиком, за что имеет медаль «Труженик тыла». Техника работала без перерыва, люди - в две смены. В ночную смену приходилось иногда освещать поле факелами, чтобы увидеть борозду. Немцы часто сбрасывали бомбы прямо на работающие тракторы. Иван Федотов проработал здесь до 1948 года, получив за доблестный труд медаль «Труженик тыла».

В 1948 году семья завербовалась на угольную шахту в Абхазию. В Ткварчели работал на шахте №3 слесарем.

- Я получил бронь, - вспоминает Иван Борисович, - поэтому меня не забрали в армию. Но меня это не устраивало. И я написал письмо главнокомандующему Военно-Морскими силами Н.Г. Кузнецову, в котором просил его разрешить отправить меня на службу. Эту просьбу удовлетворили. Меня призвали в моторизированные части гухуми, отсюда я был направлен в военный городок Лиепая-2 (Латвия), где окончил военно-морскую школу. После окончания учебы был прикомандирован на корабль «Отличный», затем на эсминец «Страшный» (во время войны эсминцу оторвало нос, но он был восстановлен). На этом корабле я прослужил половину срока службы, пока его не поставили на ремонт.

В 1954 году Ивана Федотова перевели на крейсер «Адмирал Сенявин» мотористом-маневристом. В это время пришел приказ о переброске части кораблей Северного флота в Тихоокеанский флот, на Дальний Восток. Во главе этой группы кораблей были флагманский крейсер «Пожарский» и крейсер «Адмирал Сенявин», на котором служил наш земляк Федотов. Так, молодой и полный сил, он волею судьбы стал участником легендарной экспедиции «Балтийск-Владивосток». Эта экспедиция началась 12 мая 1955 года.

ИЗ «ДНЕВНИКА» И.Б. ФЕДОРОВА

12 мая. В 18-00 экспедиция особого назначения под командованием адмирала Головко и начальника экспедиции контрадмирала Россоха снялась с якорей города Балтийска и взяла курс по направлению к острову Борнхольм с целью перехода на военно-морскую базу в Североморск. Заданный ход 18 узлов.

Задание личный состав получал поэтапно, никто не знал конечного пункта следования кораблей.

I этап перехода: Балтийск-Североморск. 2100 миль.

II этап перехода: Североморск-о. Диксон. 1004 мили.

III этап перехода: о. Диксон - б. Провидения. 2167 миль.

IV этап: б. Провидения - Владивосток. 2682 мили.

В экспедиции были задействованы флагманский крейсер «Пожарский», крейсер «Адмирал Сенявин», сторожевые корабли и подводные лодки.

Сколько всего было задействовано судов в этом походе, держалось в секрете. Как долго мог длиться этот поход, никто не мог знать, так как опыта подобного перехода не было.

- Несмотря на мирное время и мощное вооружение на кораблях, со стороны Запада, - говорит Иван Борисович, - делались неоднократные попытки вызвать международный конфликт.

13 мая. В 00 часов я заступил на вахту у маневрового клапана. В 7 часов вошли в опасный район. На протяжении всего дня в проливе встречались иностранные транспортные и военные суда. На очень близком расстоянии дважды взад и вперед прошел английский военный катер, при этом мы заметили на катере человека, который фотографировал нашкорабль.

Наши корабли спокойно и уверенно следуют назначенным курсом.

К 17-00 были в проливе Большой белый. К вечеру погода ухудшилась. Над проливом лег туман, пошел небольшой дождь. Берега Дании просматривались плохо, несмотря на это, было видно, что все они покрыты зеленью.

Около 20-00 очень низко, прямо над нашим кораблем появился датский самолет. В 21-10 мы вошли в пролив Каттегат. С левого борта от нас находится Дания, по правому борту - Швеция.

14 мая. В ночь заступил на вахту. Ночь выдалась туманная, пришлось идти малыми ходами. Во 2-м часу неизвестно с какой целью прямо по носу стало иностранное судно. Корабль дал «стоп». Судно обошли и снова легли на прежний курс.

На всем протяжении пути в проливе нас сопровождали два военных судна типа сторожевых. К утру вошли в пролив Скагеррак. Здесь часто встречаются шхуны и транспортные суда. В 12 часов дня над кораблем снова появляется американский самолет типа «Нептун».

Зорко ведут за ним наблюдение наши моряки-зенитчики, готовые яростно защищать свою «малую Родину» - наш боевой корабль.

В 17-м часу по левому борту на расстоянии 75 кабельтов появился французский линейный корабль «Жан-Барт» в сопровождении двух эсминцев. Линкор шел курсом на Копенгаген.

До Североморска осталось 1374 мили. Справа от нас Норвегия, слева - Дания. На всем протяжении следования в проливе Каттегат нас сопровождают сзади два военных суда типа сторожевых.

К 19-00 вышли в Северное море, оставив за собой пролив Скагеррак.

Северное море встретило нас небольшим штормом. Началась качка. На нашем корабле она не особенно ощущалась, но сторожевики волна захватывала с носа до кормы, и их раскачивало очень сильно, волна поднимала их на высоту трех этажного здания.

15мая Продолжаем идти в Северном море. К 11 часам дня вошли в Норвежское море. Это море характерно миражами. Например, низкие острова кажутся высокими и скалистыми, а также предметы на далеком расстоянии кажутся совсем близкими.

16мая. До 4-х утра стоял на вахте. Ночь была белая. В 8-35 перешли Северный Полярный круг. Заметно похолодало. Сменился и вышел на верхнюю палубу перекурить. По правому борту увидел скалистый Норвежский берег, еще покрытый снегом. Солнце в этот день зашло только к 22-м часам.

17мая. В 2 часа ночи корабль вошел в Баренцево море. Около 15-00 достигли мыса Нордкап (широта 72 градуса 03, самая северная точка нашей страны). Здесь только начался долгий полярный день. Стоит солнечная безветреная погода, море спокойное.

16-00. Боевая тревога. До 17-00 - учение. Солнце не садится. В 21-30, когда вошли в Баренцево море, нас встретил советский самолет. В море много маленьких шхун. Вероятно, рыбацкие.

18-00. В 00 часов заступил на вахту. Около 3-х часов начали заход в Кольский залив. В 4-10 корабль стал на бочку в ВМБ Североморск... Первая часть перехода завершена. Городок расположен на сопках, деревьев почти никаких, за исключением чахлого кустарника, растущего по берегам залива. Снег здесь еще не растаял. В 1 7-00 на корабле сыграли Большой сбор. Моряки крейсера «Александр Невский» вручили нам подарок и почетный адрес.

В Североморске экспедиция находилась с 18 мая по 7 июля. Корабли приводились в порядок, устранялись неисправности, проводились политзанятия, строевые занятия и занятия по Уставу. Личный состав нес службу.

6  июля. Последний день перед уходом. Получили почту. Сегодня выдавали дополнительное обмундирование на переход. Личный состав мылся в бане. Механизмы проверены, все работает безотказно. Ждем завтрашнего дня. Вечером просмотр картины.

7  июля. В 1 2 часов по большому сбору личный состав собрался на юте на митинг, посвященный переходу. Митинг открыл командир корабля капитан I ранга Степанян. Над Кольским заливом торжественно звучит гимн Советского Союза.

8  июля. В 8-00 заступил на вахту. Корабль бороздит воды Северного ледовитого океана. Баренцево море спокойное, что способствует спокойному плаванию. Личный состав корабля чувствует себя бодро, механизмы работают отлично.

9  июля. Идем в Карском море. Это море очень суровое.

11 июля. Первая годовщина со дня поднятия Военно-морского флага на «Адмирале Синявине». В 2-30 по местному времени корабли экспедиции бросили якоря на расстоянии 8 мильот острова Диксон. Стоянка на Диксоне задерживалась, и ледоколам «Ленин», «Белоусов» и «Сибиряк» пришлось освобождать пролив Вилькицкого ото льдов.

24 июля. День ВМФ СССР. В 9-00 под звуки гимна поднимаются флаг, стеньговые флаги и флаги расцвечивания.

В 10-00 состоялся парад кораблей участников экспедиции. Контрадмирал Россоха поздравил всех с праздником.

27 июля. Караван покидает Диксон и переходит ближе к проливу Вилькицкого в бухту Михайлова.

1 августа. День моего рождения. Свои четверть века я встретил на Крайнем Севере.

3 августа. Корабли снялись с якорей и покинули бухту Михайлова. На море начали попадаться отдельные льдины. Вскоре корабли подошли к сплошному массиву ломаного льда.

Движемся во льдах. Во многих местах, греясь на солнце, лежат тюлени. Подводные лодки идут впритирку к корме больших кораблей.

Море Лаптевых встретило нас льдами. Льды преграждали юго-восточное направление, кораблям приходится лавировать между льдами и идти малыми ходами.

5 августа в 20-00 вышли из льдов. Ледокол «Ермак», сопровождающий караван, ушел назад. Льдины встречаются более массивные, но реже. Караван сопровождают ледоколы «Калинин» и «Микоян».

Идем курсом к бухте Провидения.

18августа. С 24-00 до 4-00 стоял на вахте. В 10-00 вышли из Полярного круга. В 13-50 проходили мимо мыса Дежнева. Берингов пролив отделяет американскую Аляску от советской Чукотки и соединяет Северный ледовитый океан с Тихим океаном. Корабли идут юго-западным направлением к бухте Провидения, рассекая величественные воды Тихого океана.

19августа. Караван заходит в бухту Провидения. Техосмотр кораблей.

26 августа. На подъеме флага объявили благодарность личному составу корабля. Готовы к дальнейшему плаванию. В 17-45 корабли снялись с якорей и вышли в открытое море. Караван сопровождают два эсминца Тихоокеанского флота. Курс на Петропавловск.

29 августа. Корабль проходит вдоль Камчатского полуострова. Справа видны высокие гряды гор. Петропавловск сравнительно большой город, разбросанный на сопках. Климат здесь теплый, можно сказать, что мы захватили конец лета, которого не видели совсем, находясь в Северном ледовитом океане. По сопкам растут деревья, которые видны с борта нашего корабля. Хорошо видна Авачинская сопка, макушка которой превышают высоту облаков. Один из вулканов курится.

Караван благополучно совершил переход по Северному морскому пути. Личному составу вынесена благодарность от главнокомандующего морскими силами и министра Вооруженных Сил СССР, от командующего Тихоокеанским флотом, адмирала Пантелеева, который лично прибыл в Петропавловск, а также от начальника экспедиции - адмирала Россоха - за успешное выполнение правительственного задания.

Но это еще не все: корабли должны быть доставлены во Владивосток.

10 сентября. Во втором часу корабли начали заходить в залив Петра Великого. Вскоре показались корабли Тихоокеанского флота. С салютом орудийных залпов они встречали корабли Балтийского флота, прибывшие в конечный пункт перехода - в бухту «Золотой рог».

...До 1956 года И.Б. Федотов прослужил на Тихоокеанском флоте.

После демобилизации уехал в Чертково, к своей любимой - Нине Никифоровне. В семье Федотовых четверо детей: три сына и дочь.

В Батайске Федотовы живут с 1978 года. Иван Борисович работал на железной дороге помощником машиниста. Член совета ветеранов локомотивного депо, Почетный член клуба «Прометей» музея школы №6.

Вот как бывает в жизни: родился человек в День ВМФ, служил на флоте, а всю жизнь грезил о поездах... И смог осуществить свою мечту работать на железной дороге почти в 50 лет... Сейчас ему 87. И до сих пор запах криазота и паровозного дымка волнует его душу...

Иван Федотов считает, что прожил счастливую жизнь, и нисколько не жалеет, что она сложилась именно так. И все же... Главным и самым ярким событием в этой жизни, конечно, кроме рождения детей и внуков, считает участие в незабываемом переходе…

Besucherzaadultfinder

счетчик посещений

назад