Я выбрал себе дорогу…[Текст]: [о батайчанине, летчике Викторе Сергеевиче Кислове] / записала Г. Оставненко // Вперед. – 2008. – 18 июля. – С. 21.

 

Виктору Сергеевичу КИСЛОВУ 17 июля исполнилось 80 лет. Это человек с очень интересной биографией, влюбленный в небо и посвятивший ему всю свою жизнь.

 

Как всё начиналось

Мой отец был беспризорником. Из жалости к ребенку казак Василий Иванович Кислов приютил мальчонку, дал ему свою фамилию и отчество. Так мой отец стал Сергеем Васильевичем Кисловым. Во время гражданской войны Василия Ивановича расстреляли белые, и пареньку опять пришлось искать приюта, колеся по Краснодарскому краю. Работал на чужих людей, старался угождать, научился многим сельским профессиям и в конце концов закрепился в станице Пластуновской. Там вскоре и женился.

Отец жены подарил молодым телочку и проводил «на свои хлеба». Так мои родители оказались в Батайске с подросшей телочкой и годовалым сыном, то есть со мной. Родители продали животину и купили полхатки на окраине города. Здесь прошли мои детство и юность.

Военное детство

Детство оборвалось 22 июня 1941 года. Отца призвали на фронт, мама осталась с тремя детьми: мне было 12 лет, брату Анатолию - 11, а сестренке Леночке всего два годика.

Жилось голодно и холодно. Рады были куску макухи. После бомбежек люди бегали по разбитым складам, магазинам, вагонам и тащили домой крупу, муку, соль, сахар - все, что спасало от голода.

Массированным наступлением началась оккупация. Первыми вошли румыны в желтой форме с автоматами наперевес, за ними триумфальным маршем - немцы. Мотоциклы, ломовые лошади, грузовики наводнили город.

В одну из бомбежек снаряд попал в склад боеприпасов. Взрыв был такой силы, что разрушилось много домов, погибли люди, было много покалеченных. Целых полгода батайчане жили под фашистским игом. Когда пришел день освобождения города - даже не верилось, что все будет по-иному. И только День Победы принес радость и ликование.

Первые награды

В 15 лет я пошел работать на железную дорогу учеником машиниста, а через год стал машинистом мотовоза. Это был маневровый транспорт. Для 16-летнего паренька это было сложно и ответственно. За свою работу в военное время я получил медаль «За доблестный труд во время ВОВ 1941-1945гг.». Это моя первая награда, я горжусь и дорожу ею. Проработал я на железной дороге до 1947 года. В том году был набор добровольцев в авиацию (а я с детства «болел» небом). Поступил и успешно окончил Ташкентскую военную авиационную школу механиков в звании старшего сержанта. Попутно окончил 10 классов в ве­черней школе и курсы авиационных техников.

Знакомство с космонавтом 1

В звании младшего лейтенанта я был откомандирован в Польшу осваивать новую авиационную технику, был старшим техником звена и усиленно готовился к вступительным экзаменам в академию. Я поступил в Московскую военно-воздушную академию имени Н. Жуковского. Проучившись в ней пять лет, получил блестящее инженерное образование и был направлен в

Оренбургское летное училище, где в то время был курсантом Юрий Гагарин, будущий космонавт №1.

Тогда советская армия осваи­вала новый вид вооружения: создавались ракетные войска стратегического назначения. Нужны были руководящие кадры для нового вида войск. По директиве Генерального штаба советских вооруженных сил для этой цели был произведен отбор перспективных офицеров. Я попал в их число. Год учился в Монинской военно-воздушной академии (ныне имени Ю. Гагарина) и в звании капитана прибыл в Полоцк на инженерную должность первого заместителя командира полка ракетных войск стратегического назначения.

В моем подчинении были и майоры, и подполковники. Это происходило потому, что у меня была более высокая теоретическая и практическая подготовка. В армии не положено такое нарушение субординации. Парадокс, но это было в моей военной карьере.

Затем - главный инженер полка. Руководил многими операциями, требовавшими колоссального напряжения - физического, психологического и морального. Затем был замом главного инженера дивизии, заместителем главного инженера корпуса. Естественно, повысилась и ответственность, и загруженность. Постоянные длительные командировки, с семьей почти не виделся. Затем был три года главным инженером дивизии. Здоровье не выдержало такого напряженного ритма работы, пришлось сменить ее на более спокойную.

Возвращение на малую родину

Преподавал в Ростовском высшем инженерно-командном училище имени маршала Неделина. А в этой должности нужно иметь ученую степень. Опять учеба - и получение звания кандидата наук.

Но со временем здоровье ухудшалось, после очередной медкомиссии я получил инвалидность 2-й группы и ушел в запас, а затем по возрасту стал отставником. Мой теперешний статус - инженер-полковник в отставке. (Все награды полковника видны на фото из семейного архива - авт.).

Захотелось отдыха, тишины, единения с природой. Уехал из Ростова в тихую Анапу, где несколько лет был начальником пионерского лагеря. Море, песок, солнце, дети, подъем и отбой под пионерский горн - военная служба в миниатюре. Успокоились нервы, стабилизировалось здоровье, захотелось домой, в родной Батайск. Переехали, построились, радуемся каждому новому дню. Вот мой послужной список: совет ветеранов, профком, партком, гражданская оборона и железная дорога, «что в люди вывела меня».

Родные люди

Семья моя большая и очень дружная. Жена Таисия Николаевна - экономист, старшая дочь Надежда служит в войсках МВД, Жанна трудится в ПУ-42, оба сына офицеры запаса: Валерий живет в Москве, Сергей в Ростове. У нас два внука, четыре внучки и правнучка - почти целый взвод. Великое счастье быть главой такого клана. Представляете, каким бывает шумным застолье, когда мы собираемся все вместе?

Я сам выбрал себе жизненную дорогу, прошел ее достойно, ни на одно мгновение не посрамив честь офицера. И если бы снова нужно было выбирать путь в жизни, я бы выбрал этот. И еще: в каком бы я ни был возрасте и в какой бы должности ни состоял, я все­гда занимался спортом и поэзией. Батайск я считаю своей малой родиной, люблю его, много трудился и тружусь для него и буду в строю, пока позволит здоровье.

Большое спасибо всем, кто дочитал до конца это повествование. Низкий вам поклон и наилучшие пожелания.

 

назад