Твои люди Батайск
Время работы Как нас найти Контакты Карта сайта
Календарь

Удовлетворены ли Вы качеством услуг, предоставляемых библиотеками?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Яндекс.Погода
Праздники России

Молодежный парламент

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система»

Центральная городская библиотека им. М. Горького

Справочно-информационный отдел

Молодежный парламент – школа
будущих политиков
Информационно-библиографическое пособие
Батайск 2013
ББК 66.75 М75
Составитель: Малютина Н.В.
Ответственный за выпуск: директор МБУК «ЦБС» Парасоцкая Е.В.
Молодежный парламент – школа будущих политиков [Текст]: информ.-библиогр. пособие/ МБУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост Н.В. Малютина. – Батайск, 2013. – 16 с. – 10 экз.
Политическая активность молодежи напрямую зависит от уровня их политического образования. Для развитых стран и мирового сообщества в целом молодежная политика, в том числе и государственная, сложилась недавно.
На сегодняшний день во многих городах России существуют такие организации, как Молодежный парламент. Цели и задачи Молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики: представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.
Главная задача Молодежного парламента – развитие подросткового самоуправления. Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков.
В пособии раскрыты следующие вопросы:
  • что такое Молодежный парламент;
  • структура и деятельность Молодежного парламента;
  • значимость Молодежного парламента в молодежной политике и молодежной среде;
  • определить основные направления взаимодействия Молодежного парламента с обществом.
Кроме этого представлена информационная справка о деятельности Молодежного парламента Ростовской области и Молодежного парламента при Батайской городской Думе
       Списки литературы, дополняющие информацию, сформированы из баз Сводный каталог библиотек России (СКБР) и Сводный каталог библиотек Ростовской области (СК РО).
Свое активное развитие молодежный парламентаризм получил в середине 90-х годов XX века. Однако предпосылки рождения данного явления мы должны отнести еще к перестроечному времени. Всеобщая демократизация, декларированный переход к гражданскому обществу и правовому государству позволили процессам, происходящим в обществе встать на новый качественный уровень. В 1991 году приняты законы об общественных объединениях, свободе совести. Функционирование общественных объединений теперь приобретает не разрешительный, а регистрационный характер.
В 1993 году Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право на объединение, тем самым законодательно обеспечивается важное условие осуществления политической свободы и стимулируется развитие демократических начал в обществе. Со временем нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность общественных объединений расширилась. Все это никак лучше способствовало активному становлению общественного движения в России, в том числе и молодежного.
Молодежное общественное движение достаточно быстро стало реальной движущей силой, во многом определившей политику государства в молодежной сфере. Во многих регионах именно молодежные организации оказали давление на разработку и принятие региональных законов о молодежи и молодежной политике.
Однако сейчас ошибочно думать, что молодежные парламенты начинают свою работу с «чистого листа». Явление молодежного парламентаризма имеет свои социально-исторические корни. Молодежный парламентаризм в России появился во многом в связи с тем, что возникла необходимость заполнить ту нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские структуры. Ведь в СССР существовала своеобразная «молодежная республика» со своим «главой государства» – первым секретарем ЦК ВЛКСМ, «однопалатным парламентом» – ЦК ВЛКСМ (избираемым на съезде ВЛКСМ), его «советом» или «президиумом» в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ был, по сути дела, помощником главы советского государства по вопросам молодежной политики. «Малые молодежные республики» существовали тогда и в краях, областях, городах и т.д.
Молодежный парламент – это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.
Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержку власти и оставалась на уровне идеи . Одним из первых появляется Молодежный Парламент Республики Калмыкия. Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом. Он не имел открытой привязанности к государственным структурам. Обособление членов Молодежного Парламента в рамках юридического лица объективно обеспечило некоторые отрицательные моменты: во–первых, к появлению внутренних корпоративных интересов, не имеющих отношения к основному содержательному предмету деятельности, во–вторых, создало преграду для участия в работе Молодежного Парламента представителей других общественных объединений. Позднее Молодежные Парламенты появляются в Удмуртии, Республике Саха (Якутия).
Однако возможность лоббирования своих интересов через Молодежные Парламента уперлась, в первую очередь, в собственную компетенцию молодых лидеров. Учитывая этот факт, появляется идея создания некоторого подобия кадровой школы на базе молодежных парламентских структур. Например, Молодежное Правительство Ярославской области, Молодежный Парламент Новосибирской области, Общественный молодежный парламент Рязанской области. Такие органы начинают рассматриваться как кузницы политиков нового поколения, грамотных управленцев.
В последние годы замечен значительный количественный и качественный рост молодежных парламентских структур. Так, в 2000 году на территории ЦФО молодежный парламенты (правительства) были только в Московской и Белгородской областях. На сегодняшний день молодежные парламентские структуры есть также в Ивановской, Рязанской, Курской, Тамбовской, Смоленской, Владимирской областях. Деятельность по созданию молодежных парламентов ведется в Тульской, Костромской областях. Среди перечисленных территорий достаточно таких, которые имеют инновационный опыт развития молодежного парламентского движения: Рязанская область первая в РФ получила статус опорно-экспериментального центра по обобщению опыта развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации (по итогам конкурса Министерства образования РФ 2002 года среди организаций (учреждений) на присвоение специального статуса опорно-экспериментальной площадки по реализации подпрограммы «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» федеральной целевой программы «Молодежь России; во Владимирской области активное распространение и в своем роде уникальное получило развитие молодежного парламентаризма на муниципальном уровне (округ Муром, Ковров); Молодежное Правительство Белгородской области сегодня с уверенностью можно назвать кузницей региональных кадров и т.д.
Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ . Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы ФС РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи. Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации демонстрирует заинтересованность законодательной власти на федеральном уровне в вовлечении молодежи в процесс решения собственных проблем путем развития законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие в управлении делами государства.
Одновременно с этим, первое совещание Общественной молодежной палаты, состоявшееся в 28 октября 2002 года, продемонстрировало то, что идея деятельности такого органа нашла поддержку у представителей законодательной, исполнительной ветвей власти субъектов России, молодежных общественных объединений.
Следующим важным событием стало проведение в Рязанской области с 29 января по 1 февраля I Всероссийского семинара-совещания «Развитие молодежного парламентаризма в РФ».
По итогам семинара-совещания были разработаны Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в РФ, разосланные в субъекты РФ вместе с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.04.2003 года № 2.
В рамках семинара-совещания состоялась переговорная площадка с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Гостями на «переговорной площадке» стали:
Керпельман Е.Н. – председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам молодежи и спорта;
Бойцов Л.Н. – заместитель председателя Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам молодежи и спорта;
Щегорцов А.А. – руководитель аппарата Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам молодежи и спорта.
Целью встречи было обсуждение возможностей молодежного парламентского движения, определение позиций представителей органов законодательной власти по вопросам развития механизмов реализации государственной молодежной политики.
Бесспорно, мероприятия по вопросам молодежного парламентаризма, проводимые на федеральном уровне, дали ощутимый толчок к развитию этого явления в регионах. Сегодня следует признать, что молодежное парламентское движение превзошло уровень идеи – оно стало фактом состоявшимся.
Свидетельством этому является то, что фактически ежемесячно в субъектах Российской Федерации создаются новые молодежные парламенты.
Молодежные Парламенты создаются не только на уровне субъекта РФ, но и в муниципальных образованиях.
Сегодня молодежные парламенты создаются по инициативе:
–          молодежных общественных объединений (Рязанская область );
–          органов по делам молодежи, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Новосибирская область );
–          органов законодательной власти всех уровней (Тюменская область ).
Таким образом, можно констатировать, что развитие молодежного парламентаризма основывается на сочетании инициатив в их создании «снизу» и «сверху»: «инициатива снизу», поддерживаемая «сверху»; «инициатива сверху», основанная на инициативе «снизу».
Надо сказать, что опыт России в сфере молодежного парламентаризма не единичен. Молодежные Парламенты есть в Германии, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Финляндии. Кроме того, действующая на территории Европы Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований содержит в себе отдельный раздел «Институты для участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований» , в котором прописывается положение аналогов молодежных парламентских структур в России, дается понятие «молодежный делегат». Как показывает практика развитых зарубежных стран, партнерство государственных органов с молодежью вошло в практику ГМП во многих странах Западной Европы. Одновременно, в странах с развитой демократией (например, таких, как Германия) Молодежные Парламенты не стали серьезными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодежи. В большинстве своем, созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности.
Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Только участвуя в процессе становления и самоопределения молодежи, через понимание молодежи как субъекта молодежной политики, возможно появление в России нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну. В этом плане развитие молодежного парламентаризма представляется как нельзя своевременным.
  1. Молодежный парламентаризм России на страницах Интернета : информ.-аналит. материалы о развитии молодежного парламентаризма в Рос. Федерации . – Москва: Изд-во НОРМА, 2006. – 111 с.
  2. Молодежь современной России: проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 ноября 2010 г.). – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2010. – 256 с.
  3. Эстафета политической и социальной конструктивности : опыт взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с молодежными парламентскими структурами: [сборник] – Москва: Рос. центр обучения избират. технологиям при Центр. избират. комис. Рос. Федерации, 2005. – 191 с.
  4. Юсов, С.В. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в Российской Федерации / С.В. Юсов. – Москва: РЦОИТ: Крона, 2009. – 144 с.
Молодежный парламент Ростовской области
Создан в 2004 году при Законодательном собрании Ростовской области по инициативе депутатов Законодательного Собрания Ростовской области Шафирова Л.А.., Попова А. В., Беляева Н. Ф., Шевченко Н. В., Шепелева Е. М. и председателя Ростоблизбиркома Юсова С. В.Первое заседание Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ростовской области состоялось 10 декабря 2004 года.
В ходе заседания был утвержден регламент Молодежного парламента, образованы 5 комиссий Молодежного парламента, рассмотрена инициатива Совета Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о ратификации Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований.
Председателем Молодежного парламента был избран депутат Законодательного Собрания, член политсовета ростовского регионального отделения партии Единая Россия Шафиров Л.А.
27 марта 2009 года был сформирован 2 созыв Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ростовской области. В его состав вошли молодые депутаты органов местного самоуправления в возрасте до 35 лет, члены молодежных консультативно-совещательных структур городов и районов Ростовской области, представители партий, представленных в Законодательном Собрании Ростовской области (в отношении 1 – 2,5) и по 1 представителю партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, представители Вузов, численность которых более 3000 чел..
Председателем Молодежного парламента избрана депутат Законодательного Собрания Ростовской области Н.Н. Вакула.
Работа Молодежного парламента РО строится аналогично с работой комитетов Законодательного Собрания. Так в заседаниях комиссий парламента участвуют председатели профильных комитетов Законодательного Собрания и молодые депутаты профильных комиссий, проводятся выездные заседания. Члены Молодежного парламента выступают независимыми экспертами областных законов, которые планируется принять Законодательным Собранием в ближайшее время
  1. Белоцерковский, Г. На Дону появился молодежный парламент/ Г. Белоцерковский // Парламентская газета. -2004. – 22 дек. – С. 3.
  2. Белоцерковский, Г. Молодежный парламент набирает силу: [в Ростовской области] / Г. Белоцерковский // Известия. – 2009. – 8 апр. – С. 8.
  3. Белоцерковский, Г. Лучших назовут в сентябре: [о подведении итогов первого этапа конкурсов на лучший молодежный парламент и лучшего молодого парламентария Ростовской области] / Г. Белоцерковский// Парламентская газета . – 2012. – 13-19 июля. – С. 20.
  4. Бондаренко, Е Молодежная команда губернатора: [более 30 территорий Ростовской области охватил региональный проект] / Е. Бондаренко// Молот. -2011. – 21 июня. – С. 2.
  5. Викторова , П. Законный резерв: [о первом заседании Молодежного парламента Ростовской области второго созыва] / П. Викторова // Российская газета . – 2009. – 1 апр. – С. 19.
  6. Волошинова, В. Легко ли быть молодым депутатом: [о молодежном парламентском движении в Ростовской области] / В. Волошинова // Молот. -2009. – 25 авг. – С. 2.
  7. Ивлев, Л. Г.: “Не надо молодежную политику загонять в рамки…”/ Л.Г. Ивлев // Ваш выбор. – 2009. – № 4. – С. 6-8
  8. Лысенко, Т. Сегодня донской молодежи готов помочь даже антикризисный рэп: [о Молодежном парламенте Ростовской области]/ Т. Лысенко // Вечерний Ростов. – 2009. – 1 апр. – С. 2.
  9. На Дону уже можно говорить о традициях молодежного парламента: [состоялось первое заседание Молодежного парламента второго созыва при Законодательном Собрании Ростовской области] // Форум . – 2009. – № 2. – С. 40-41.
  10. Северский, А. Донская молодежь выступила “по-взрослому”: [о первом заседании Молодежного парламента Ростовской области второго созыва] / А. Северский// Комсомольская правда Ростов-на-Дону. – 2009. – 31 марта. – С. 5.
  11. Турнир на родине молодогвардейцев: [о визите представителей молодежного парламента при Законодательном собрании Ростовской области в город Краснодон (Украина), приуроченом к празднованию 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне] // Известия . – 2009. – 15, 16, 17 мая. – С. 7 .
  12. Чижова, Н. Власть не понарошку : [о Молодежном парламенте Ростовской области] /Наталия Чижова // Реальное право – ваш   выбор. – 2006. – № 2. – С. 4-5.
  13. Шафиров Л. А. Молодежный парламент: как и зачем? : [интервью депутата Законодат. собр. Рост. обл. , координатора создания предст. органа молодежи] / Л.А. Шафиров; беседовала Ю. Носова // Ваш выбор. – 2004. – № 2. – С. 4-5.
Молодежный парламент
при Батайской городской Думе
г. Батайск, пл. Ленина, 3, каб. 305,
e-mail: bataysk-duma@yandex.ru
тел. 8 (86354) 5-78-18, факс: 5-85-53
Председатель молодежного парламента
при Батайской городской Думе – Клюшина Светлана Александровна
Молодежный парламент создан решением Батайской Городской Думы в декабре 2009 г. Руководитель: Клюшина Светлана Александровна. Молодежный парламент состоит из 27 человек, его деятельность охватывает 6700 молодых людей. Молодежный парламент занимается вопросами молодежной политики города
В декабре 2005 года самые активные работники промышленных предприятий взяли на себя ответственность развивать молодежную политику в городе Батайске. Так в городе начала свою работу Молодежная палата при Батайской городской Думе.
Первым серьезным достижением палаты можно считать преображение сквера Авиаторов в 2006 году. Было решено, что в Батайске нужно создать что-то оригинальное. Так появилась идея с мостиком влюбленных, камнем влюбленных, «мужской» и «женской» аллеей… Сегодня этот уголок – одно из излюбленных мест отдыха жителей города.
В 2008 году молодежную палату преобразовали в Молодежный парламент при Батайской городской Думе, в состав которого входят помощники депутатов.
Возрастные рамки членов молодежного парламента – 18-35 лет.
Молодежный парламент работает в различных направлениях:
  • принимает участие в разработке, принятии, реализации, мониторинге исполнения федеральных, региональных и муниципальных законодательных актов;
  • участвует в патриотических акциях
  • участвует в реализации добровольческих (волонтерских) инициатив для социальной поддержки ветеранов и труда
  • участвуют в реализации национальных проектов
  1. Климашевская, В. Молодые! Энергичные! Веселые!: [молодежный парламент Батайска стал вторым в областном конкурсе парламентов] / В. Климашевская // Вперед. – 2012. – 27 нояб. – С. 4.
  2. Климашевская, В. Второе место за сплоченность: [о награждении в Правительстве Ростовской области молодежного парламента Батайска] / В. Климашевская// Вперед. – 2013. – 9 апр. – С. 3.
  3. Клюшина, С. “Все идет из семьи”: [беседа с председателем молодежного парламента Батайска] / С. Клюшина; беседовала В. Климашевская// Вперед.-2013. – 19 апр. – С. 11.
  4. Колесникова, Л. От мостика влюбленных до детского смеха: [о работе батайского молодежного парламента] / Л. Колесникова// Вперед. – 2011. – 18 янв. – С. 5.
Полезные ссылки
Единый портал молодежного парламентского движения России
http://www.newparlament.ru/workspaces/view/1 
Молодежный парламент Ростовской области
http://www.zsro.ru/index.php4?mod=422
Молодежная Общественная Палата
http://www.molpalata.ru