Щельянова, С. «Я Лев…» [Текст]: [о В. Левченко, в честь которого названа улица в восточной части города Батайска] / Светлана Щельянова // Вперед. – 2008. – 3 июня. – С. 3.
Среди 158-ми улиц Батайска есть одна, которая носит имя Виктора Левченко. Она не магистральная, а тихая и утопает в раскидистых кронах фруктовых и декоративных деревьев. Расположена эта улица недалеко от Авиагородка. Мне много раз приходилось ходить по ней и приятно было думать, что очень многое знаешь о человеке, в чью честь названа пусть даже небольшая, почти сельская улица.
Виктор Левченко – уроженец Батайска, герой-полярник, награжденный орденом Ленина. А узнала я об этом из книги, которую 31 год назад подарил ее автор, бывший журналист газеты «Вперед» Владимир Залужный. Были и другие источники. Задавшись целью рассказать батайчанам об истории улиц, я решила сделать экскурс в 20-30-е годы прошлого века – время великих энтузиастов.
Виктор Левченко родился и вырос в простой семье рабочего-обувщика ростовской фабрики, учился в ба-тайской железнодорожной школе второй ступени. Это был непоседливый смуглый паренек. Энергия из него била ключом. Он рассказывал друзьям, что один из его предков во время турецкого похода привез себе в жены турчанку. И с тех пор пошли в роду Левченко чернявые потомки. Виктора прозвали Турком, и он не обижался, откликаясь на это прозвище. Наоборот, придумывал разные шутки о выходках турецкого султана.
Работать паренек устроился на железнодорожную станцию. Вступил в комсомол, который дал ему поручение быть пионервожатым или попросту ребячьим заводилой. Увлекся этим делом до самозабвения.
В 1922 году комсомол страны взял шефство над рабоче-крестьянской Красной армией. Северо-Кавказский крайком комсомола по рекомендации молодых железнодорожников Батайска вручил путевку Виктору Левченко на учебу в ленинградское военно-морское училище имени Михаила Фрунзе. После окончания в 1929 году он прибыл в Севастополь, где его зачислили в группу летчиков-наблюдателей. Учился здесь наш земляк с большим интересом, старанием и его особую одаренность в освоении штурманского дела заметили инструкторы и преподаватели. Это и определило его дальнейшую судьбу.
В 1932-1933 годах Виктор Иванович был включен в состав первой полярной Северо-восточной колымской экспедиции. Он стал штурманом двухместного разведывательного самолета «Р-5». Из Владивостока караван морских и речных судов, в числе которых были ледорез «Литке», пароход «Сучан» (на нем везли самолет), направлялся к устью реки Колымы, куда везли рабочих – будущих золотодобытчиков и много оборудования для новых рудников. Это была и очередная экспедиция по освоению Северного морского пути.
Летный отряд вел разведку маршрута, помогая морякам успешно вести суда к месту назначения. Виктор Левченко был летчиком-наблюдателем или, как его называли, лет-набом. Он знал, что ему, южанину, уроженцу села Батайского, придется нелегко при покорении Севера, но он подготовил себя к этому морально и физически.
И вот экипажу поплавкового самолета «Р-5» впервые предстояло подняться на разведку. Взлетали из небольшой полыньи-аэродрома, усеянного льдинками. Опасность заключалась в том, что острым льдом можно было пропороть поплавки или из-за короткой взлетной дорожки врезаться в торосы. Понимая, что судьба каравана в этот момент зависит от них, летчиков, командир и штурман, проявив большую осторожность, мастерски подняли свою машину в воздух и успешно провели ледовую разведку.
– Я Лев… Я Лев., – поддерживал связь по радио Виктор с командиром «Сучана». – Идем по курсу.
Приводнившись после разведки, летчики доложили капитану судна, где есть водная дорога, и показали это место на карте. Караван двинулся к намеченной цели.
Виктора Левченко вскоре назначили штурманом в экипаж летающей лодки-самолета «СССР Н-8», которым командовал известный авиатор Сигизмунд Леваневский. Началась новая работа в Арктике. Из Севастополя летчики добрались в Хабаровск, но там получили правительственную телеграмму, в которой предписывалась отклониться от заданного маршрута и найти затерявшегося и пропавшего без вести американского пилота Джемса Маттерна, который совершал на машине «Век прогресса» кругосветный перелет.
В тот же день самолет Леваневского взял курс на Анадырь. Летели вдоль морского побережья. Туман, шторм осложняли полет. Виктор проложил новый маршрут, но ему иногда казалось, что он неправильно рассчитал курс, поэтому тревожился. Но спокойствие командира экипажа придавало уверенности. Самолет летел так низко, что порой через маленькие просветы в тумане и снегопад были видны огромные волны, накатывающие на берег. Постепенно туман стал рассеиваться. Штурман Левченко определил, что самолет находится у бухты Начаева, над портом, но приводниться не удалось: помешал все тот же туман. Некоторое время метались между берегом и морем. Штурман во все глаза смотрел вниз. И вдруг он закричал:
– Вижу берег!..
Ночевали у рыбаков. А утром решили сократить путь и лететь через материк, рискуя жизнью и самолетом. Ведь его можно было сажать только на воду. Но маршрут, который разработал Виктор, оказался счастливым. Летающая лодка успешно добралась до Анадыря, где среди жителей оказался и пропавший американский летчик, которого разыскивали. Леваневский на своем самолете переправил американца на Аляску, хотя это был труднейший перелет. Из-за непогоды в иных местах машину приходилось вести вслепую.
Виктор Левченко несколько раз участвовал в Северных экспедициях, наработал большой штурманский опыт. Сигизмунд Леваневский вместе с ним в 1936 году совершил перелет на американском самолете из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско, а затем через Северный полюс в Москву. Это было труднейшее испытание, но оно вселило уверенность в осуществлении новых задумок. То было время рекордов советских летчиков, время освоения северных воздушных трасс.
Неугомонный Леваневский, Герой Советского Союза, мечтал о новом большом перелете через Северный полюс в США, и это сбылось. В начале августа 1936 года члены правительственной комиссии, штаба перелета, известные летчики-герои, журналисты провожали экипаж самолета «АНТ-25» с красными плоскостями отечественного производства под командованием С. Леваневского. Но над Баренцевым морем потек маслопровод в машине. Это грозило катастрофой. С полпути пришлось вернуться. Ночью под Ленинградом второй пилот Георгий Байдуков мастерски посадил машину.
Через год была сделана вторая попытка перелета. Подготовка была еще более длительной и тщательной. 12 августа 1937 года четырехмоторный самолет «СССР Н-209» взял курс на Аляску через Северный полюс. Несколько часов связь была нормальной. Но затем она прекратилась. Пропавший экипаж искали целых пять месяцев, но так и не обнаружили. Он бесследно исчез где-то во льдах. Вторым штурманом в том экипаже был тридцатилетний батайчанин Виктор Левченко. О смелом талантливом летчике-штурмане, покорителе Северного воздушного пути, его землякам теперь напоминают лишь скромные аншлаги улицы с его именем.
к списку