Твои люди Батайск
Время работы Как нас найти Контакты Карта сайта Ваше мнение
Календарь

Удовлетворены ли Вы качеством услуг, предоставляемых библиотеками?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Яндекс.Погода
Праздники России

Основные сведения о Викторе Ивановиче Левченко

 Уважаемые читатели!

Биографический хронограф составлен на основе исследовательской работы штаба отряда следопытов им. Дж. Рида города Батайска, личной переписки В.Левченко с женой, писем родственников  из архива Гимназии №7, где Виктор Левченко учился в период жизни в нашем городе, открытых источников интернета
18 августа 1906 года родился в г. Мариуполь
1917 г. – учеба в школе (ныне школа №21) г. Мариуполь
1918-1919 г. юнга на корабле(на паруснике) в г. Севастополе
1919 г. переезд с семьей в Ростов
1920 г.  – смерть отца И. Левченко
1920 г. переезд в Батайск на ул. Кирова, д.4
1920 г. – ученик сапожной мастерской
1921-1923 гг – учеба и окончание Школы железнодорожников №7 второй ступени(ныне Гимназия №7) г.Батайск
1922-1925 гг – работа в тех.конторе Батайского железнодорожного узла
1922 г. – вступление в комсомол
С 1922 г.– на активной комсомольской работе
1923-24 г. – старший пионервожатый Школы железнодорожников №7 г.Батайск
1925 г. по комсомольской путевке командирован в Ленинградское военно-морское училище им. Фрунзе
1927 г. – женился, жена Екатерина Федотовна Левченко (Прокофьева) (познакомился с ней в городе Петродворец)
3.10.1928 г. – родилась дочь Валентина. В 60-70-х годах работала учителем на Дальнем Востоке, приезжала в г. Батайск в 1970 г.  Умерла в 2005 г.
1928 г. окончил училище, направлен на учебу в Севастопольскую школу морских летчиков
1929 г. – окончил Севастопольскую школу морских летчиков (Первая военная Краснознаменная школа пилотов ВВС РККА им. т. Мясникова, позже Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова ) с дипломом штурмана . По некоторым данным первая встреча с С. Леваневским, который там работал инструктором
1929 г. – работает летчиком наблюдателем
1928-1930 г. – учился в школе и работал в морской авиации. Овладел техникой штурманского дела, бал командиром Рабочее-Крестьянского Красного флота, на крейсере «Коминтерн» ходил в заграничное плавание
1930 г. - вступил в ряды Коммунистической партии
1931-32 гг – участник Северо-Восточной и Калымской экседиции, где Левченко В.И. в составе звена обеспечивал ледовую разведку каравану судов с ледоколом «Литке» из Владивостока в устье реки Калымы
1933 г. – назначен штурманом двухмоторной летающей лодки «СССР Н-8», поисковая операция американского летчика Джима Маттерна, за спасение получил от американцев золотое кольцо с надписью «НОМ»
1933 г.  – близкое знакомство и дружба с С. Леваневским
1933 г. за участие в спасении американского лётчика Джеймса Маттерна Виктор Левченко был награждён орденом Красной Звезды.
1934 г. созданная В. Левченко и С. Леваневским карта восточной и южной Чукотки, издана  в Ленинграде.
3.08.1935 г., 5 ч.10. мин. – старт на самолете АНТ-25 перелет Москва – Северный полюс – Сан-Франциско, вынуждено закончился возвращением в Москву
1935-1936 гг – слушатель Первой военной Краснознаменной школы пилотов ВВС РККА им. т. Мясникова (Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова ). Вместе с А. Беляковым хотели получить специальность военного летчика
1936 г., май встреча с Валерием Чкаловым
1936 г, Май-август – поездка в Калифорнию. Проезжал страны Польшу, Германию, Бельгию. Во Франции в Париже пробыл 2 дня, посетил театр «Ревю»
22.06.-26.06.1936  - на пароходе «Париж» в качестве пассажира переплыл Атлантический океан
11.07.1936-19.07.1936 посетил  Лос-Анжелес, жил несколько дней, посещал с Леваневским авиазавод, где купили самолет американского конструктора инженера Вальти, мощностью 890 лошадиных сил, оборудованный аппаратурой для слепых полетов, радиокомплексом,  радиотелеграфом и трехлопастным винтом. Готовились к трудному полету из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско – Сиэтл. Затем Аляска-Джуне, Фербенко-Номе. Номе-Уэлен-устье реки Колымы – бухта Тикси. Затем Якутск-Иркутск-Красноярск – мыс Челюскина – Архангельск – Москва. Виктору Левченко в этом полете, кроме своих штурманских обязанностей, пришлось выполнять также роль переводчика — он знал английский язык.
28-30.07.1936 находился в Нтю-Йорке, жил в отеле «Принц Георг»
5.08.1936,  15.30(22.30 по Москве) начался перелет из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско и окончился 11(13).09.1936 приземлением в г. Москва
25.08.1936 – родилась дочь Таня. Умерла в 2006. В 70-х годах работала инженером конструктором на машиностроительном заводе г. Ленинграда, имела дочь Лену. У дочки Лены родился в 1987 году сын Виктор, 12.08. 1991 дочь.
1936 г.  за сложный перелет награжден Орденом Ленина
1936 г., осень, В. Левченко приехал навестить свою мать в Мариуполь, встретился с ильичевскими металлургами, с другими трудящимися города.
12 августа 1937 в 18.15 Четырехмоторный самолет Н-209 стартовал со Щелковского аэродрома  близ Москвы. На самолете  В.Ф. Борховитинова планировался перелет Москва-Фербенск. По невыясненным обстоятельствам закончился трагично, место гибели самолета и экипажа неизвестно.
13 августа 1937 отмечается среди авиаторов и полярников как день гибели экипажа самолета, ушедшего в этот полет - самолета ДБ-А, более известного под номером «Н-209», с экипажем из шести человек: командир - Герой Советского союза Сигизмунд Леваневский, второй пилот - летчик-испытатель Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, заводской техник Николай Годовиков, бортмеханик полярной авиации Григорий Побежимов, радист Николай Галковский
август 1937-май 1938 – поиски пропавшего самолета, не принесшие никаких результатов
В 1950-е годы советскими гидрографами именем Левченко был назван мыс на острове Сальм архипелага Земля Франца-Иосифа.
1967 Решение Батайского горисполкома  от 17 августа  улица Выселковая переименована и названа в честь В.И. Левченко
1967, Декабрь  – батайские поисковики, следопыты Октября отряда им. Д.Рида Железнодорожной школы №7 нашли по переписке родственников и людей, лично знавших В. Левченко
1970 – в Батайск приезжала старшая дочь Левченко Валентина Викторовна
1970 – составлена исследовательская работа о жизни В.И. Левченко, автор печатного текста Синицын Владимир, начальник штаба следопытов Октября имени Джона Рида, учитель физкультуры средней школы №9 (г.Батайск, ул. Железнодорожная, 64)
1976 – издана книга, документальная повесть «Штурман ледового перелета» автора Владимира Залужного, журналиста; Ростовское книжное издательство
В 1986 г. в Мариуполе (в то время город назывался Жданов) была открыта мемориальная доска в честь В. И. Левченко. На открытие приезжали дочери Виктора Левченко Валентина и Татьяна
1.09.1987 – открыта мемориальная доска по адресу Кирова, д. 4 г.Батайск, где жил В. Левченко(в настоящий момент утеряна, имеются архивные фото)
1987 г. – Железнодорожная школа №7 названа в честь  В. Левченко, где он учился
2013 – установлена мемориальная доска на входе Гимназии №7
2017 – в журнал «Юный краевед» Центральной библиотекой им. М. Горького г. Батайск подготовлена статья «Виктор Левченко - штурман полярной авиации»
2017 – собраны материалы о В.Левченко и размещены на сайте «Батайск. Краеведческий портал»
Дополнительные сведения (по воспоминаниям современников)
- В.И. Левченко обладал слухом и голосом, играл на гитаре, знал и пел русские, украинские песни
- владел, старинной компасной навигацией, радио и астронавигацией
- знал английский язык
- обладал незаурядным юмором, наделен был отважным характером
- В Севастополе приятели ласково называли своего морского штурмана Витькой-Туркой (не только за смуглый цвет кожи, дед его удалой казак женат был на красавице турчанке, бабушке Виктора, которую он привез из турецких походов)
Использованы источники:
http://old-mariupol.com.ua/shturman-arkticheskix-trass
http://news.nado.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=6230:mariupolskie-uliczy-pamyati-geroev&catid=324:zdorove&Itemid=804
хронограф составила Ревинова И.П., заведующая методическим отделом МБУК «ЦБС» ЦБ им. М. Горького